МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Красноярского края Управление образования администрации Большемуртинского района МКОУ "Таловская СОШ" «Рассмотрено» «Согласовано» Утверждаю: на заседании МС школы зам. директора по УВР Директор протокол № ________ МКОУ «Таловская СОШ» от «___» ________2023г. ______________________ Секретарь МС: Кутузова Н.М. __________Чимова Г.В. МКОУ «Таловская СОШ» ______________________ Шинкоренко Т.С. «___» ___________ 2023г. «___» ___________ 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3310292) учебного предмета «Русская родная литература» для обучающихся 6 класса Таловка 2023-2024 3 Учащийся научится: понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа; уважительно относиться к родной литературе; оценивать свои и чужие поступки; проявлять внимание, желание больше узнать. понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Метапредметными результатами изучения курса родная литература(русская) является формирование УУД. Регулятивные УУД: формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели; совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Учащийся научится: планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). учитывать условия выполнения учебной задачи; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия». Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивногочтения и технология оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения; извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 4 пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты художественнойлитературы; технология продуктивного чтения. Учащийся научится: строить сообщение в устной форме; находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя); уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Учащийся научится: устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы. продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 5 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» в 6 классе -развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме; - развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме; - развитие представлений о русском национальном характере, его тпарадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи; -развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко- культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя -сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; -----самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; -развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 9 ч. Преданья старины глубокой 3 ч. Введение. Своеобразие родной литературы Русские былины: богатыри и богатырство Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской литературе И. А. Бунин. «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин». Города земли русской 3 ч. С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске» (главы из книги «Поморские были и сказания»). Б. В. Шергин. «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»). Родные просторы 3 ч. Стихи русских поэтов о зиме: И. С. Никитин. «Встреча Зимы» А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…» Н. М. Рубцов. «Первый снег». Е. Л. Шварц. «Два брата» РУССКИЕ ТРАДИЦИИ 8 ч. Праздники русского мира 4 ч. М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…». А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье». А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины» Тепло родного дома 4 ч В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером». РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША 12 ч. Не до ордена – была бы Родина 3 ч. А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. А. Фет. «Севастопольское братскоекладбище». Рюрик Ивнев. «Севастополь». Загадки русской души 3 ч. Чудеса нужно делать своими руками: Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…». Н. С. Лесков. «Неразменный рубль». В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной» О ваших ровесниках 3 ч. Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился»,«Кирпичныеострова»). Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент) Лишь слову жизнь дана 3 ч. К. Д. Бальмонт. «Русский язык» Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…». ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРЫМ 5 ч. «Поэтический атлас Крыма» Поэты и писатели Крыма и о Крыме. Литературная гостинаяСтихи о Крыме «Поэтический атлас Крыма». Легенды Крыма 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 Название темы Россия – Родина моя Русские традиции Русский характер – русская душа Литературный Крым Количество часов Из них Примерная Рабочая Модуль рабочей программы воспитания Р. р. программа программа «Школьный урок» 2 9 -День знаний 1 8 -День окончания Второй мировой войны. - День солидарности в борьбе с терроризмом -Международный день распространения грамотности - 205 лет со дня рождения писателя Алексея Константиновича Толстого(1817-1875) -210 лет со дня Бородинского сражения - 165 лет со дня рождения русского учёного, писателя Константина Эдуардовича Циолковского( 1857-1935) -Международный день распространения грамотности 7 12 - 130 лет со дня рождения поэтессы, прозаика, драматурга Марины Ивановны Цветаевой ( 18921941) - 170 лет со дня рождения писателя, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина- Сибиряка ( 1852-1912) - День работника дошкольного образования - Международный день пожилых людей - День учителя -Международный день школьных библиотек. -День народного единства 24 5 -День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России. - 80 лет со дня победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году - День молодёжи - День семьи, любви и верности Вн. чт. - К. р. - - - - - - - 8 - День физкультурника - День государственного флага Российской Федерации -День российского кино Итого: 39 34 - - - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоандреевская школа имени полного кавалера ордена Славы Осипова Василия Алексеевича» Симферопольского района Республики Крым ул. Школьная, 6А, с. Новоандреевка, Симферопольский район, РК, 297511 e-mail: school_simferopolsiy-rayon21@crimeaedu.ru ОКПО 00797278, ОГРН 1159102007822, ИНН/КПП 9109008321/910901001 СОГЛАСОВАНО Приложение Заместитель директора по УВР ________________ к Рабочей программе учителя № 121 Л. Н. Кравец утвержденной приказом по школе «____» августа 2022 г. от ___.08.2022 № _______ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ учебного предмета «Родная литература (русская)» Класс: 6-К Учитель: Калмыкова Маргарита Викторовна Учебный год – 2022/2023 учебный год Новоандреевка, 2022 2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс 1 час в неделю, 34 часа в год № п/п по плану № п/п по факту Тема урока Дата по плану РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 9 ч. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Преданья старины глубокой 3 ч. Введение. Своеобразие родной литературы Русские былины: богатыри и богатырство Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской литературе И. А. Бунин. «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин». Города земли русской 3 ч. С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске» (главы из книги «Поморские были и сказания»). Б.В.Шергин. «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»). Родные просторы 3 ч. Стихи русских поэтов о зиме: И. С. Никитин. «Встреча Зимы» А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…» Н. М. Рубцов. «Первый снег» Е. Л. Шварц. «Два брата» Проверочная работа №1 по итогам изучения раздела РУССКИЕ ТРАДИЦИИ 8 ч. Праздники русского мира 4 ч. М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье» А. П. Чехов. «Блины» Тэффи. «Блины» Тепло родного дома 4ч. В. А. Рождественский. «Русская природа» К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок» Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером» Проверочная работа№2 по итогам изучения раздела РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША 12 ч. Не до ордена – была бы Родина 3 ч. А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе» А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище» Рюрик Ивнев. «Севастополь» Загадки русской души 3 ч. Чудеса нужно делать своими руками: 02.09 09.09 16.09 23.09 30.09 07.10 14.10 21.10 28.10 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 16.12 23.12 30.12 13.01 20.01 27.01 03.02 Дата по факту 3 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…» Н. С. Лесков. «Неразменный рубль» В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной» О ваших ровесниках 3 ч. Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как яс ним познакомился»,«Кирпичные острова») Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как яс ним познакомился», «Кирпичные острова») Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент) Лишь слову жизнь дана 3 ч. К. Д. Бальмонт. «Русский язык» Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…» Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…» Проверочная работа№3 по итогам изучения раздела ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРЫМ 5 ч. «Поэтический атлас Крыма» Поэты и писатели Крыма и о Крыме «Поэтический атлас Крыма» Поэты и писатели Крыма и о Крыме Литературная гостиная Стихи о Крыме «Поэтический атлас Крыма» Легенды Крыма Итоговый урок. Задания на лето 10.02 17.02 03.03 10.03 17.03 31.03 07.04 14.04 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05