РП География 8 класс ОВЗ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Управление образования администрации Большемуртинского района
МКОУ "Таловская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

_______________________

Заместитель директора
по УВР

_______________________

Чимова Г.В.

_______________________

Шинкоренко Т.С.

Председатель МС

Кутузова Н.М.
Приказ №1
от «29» августа 2023 г.

Приказ №1
от «29» августа 2023 г.

Приказ №70а
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся 8 класса
с легкой умственной отсталостью (ОВЗ)

Таловка 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету: «География» разработана и составлена в
соответствии адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП)
образования обучающихся с умственной отсталостью МБОУ С(К)ОШ г. Нытва и на
основе следующих документов:
1.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
21.12.2012 г.
2.
Конституция Российской Федерации.
3.
Конвенция о правах ребенка.
4.
Письмо Министерства образования РФ «О защите конституционных прав на
образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной
отсталостью», от 24.01.2003 г. №01-50-25/32-05.
5.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования.
6.
Инструктивное письмо МО и профессионального образования РФ «О специфике
деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»,
№ 48 от 04.09.1997 г.
7.
Письмо МО и профессионального образования РФ «О направлении рекомендаций
по психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными
возможностями здоровья в системе образования» от 09.04.1999г. №27/511-6.
8.
Закон Пермского края от 12 марта 2014 года №308-ПК "Об образовании в
Пермском крае"
9.
Программа «Специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой Москва «Просвещение» 2013 г.
10.
Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, коррекционных
занятий МБОУ С(К)ОШ г.Нытва
11.
Положение «О системе оценок при промежуточной аттестации, формах и порядку
их проведения в МБОУ СКОШ г.Нытва»
Цель - развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
 дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении,
хозяйстве России и зарубежных государств;
 показать особенности взаимодействия человека и природы, развития экономики;
 познакомить с культурой и бытом народов всех континентов;
 воспитывать бережное отношение к природе.
Общая характеристика предмета:
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального,
эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно
отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями,
какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает
воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии
расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно
употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории
детей.
Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием,
историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью,
2

черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на
знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика
преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме).
Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более
прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми
учащимися.
В настоящее время содержание курса географии претерпевает серьезные изменения,
связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим
в данную программу внесены коррективы.
Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть
проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с
Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и
Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В этот курс внесены изменения. Деидеологизирована его тематика: изучаемые страны
сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу
географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в
преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении
материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со
специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к
рассмотрению большинства тем.
В 8 класс перенесено изучение государств ближнего зарубежья - бывших союзных
республик. Здесь учителю необходимо дать оценку причин политико-экономического
застоя, кризиса, а затем и распада монополизированного государства. В то же время надо
стараться на доступном материале анализировать последствия разрыва связей бывших
союзных республик, повлиявшие как на углубление экономического кризиса и падение
производства в этих государствах, так и на национальные проблемы. Государства
ближнего зарубежья изучаются последовательно в 3-й и 4-й четвертях.
Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ мала (они
остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в
курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение
своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных
объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет
теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение
доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать
любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели
культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести
себя во время стихийных бедствий.
В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию
для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предметная область «Обществознание» входит в число обязательных предметных
областей учебного плана и ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета
«География». В годовом учебном плане АООП для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусмотрено 68 часов в год, 2 часа в
неделю. Количество учебных недель: 34. Количество контрольных работ: 4
№ п/п
1
2
3

Содержание программы учебного предмета
Раздел
Количество часов
Введение
1
Океаны
7
Африка
13
3

4
5
6
7
8
Контрольные работы
Всего часов

Австралия
Антарктида
Северная Америка
Южная Америка
Евразия

8
5
9
12
13
4 (входят в часы)
68

Введение (1 ч)
Что изучает география материков и океанов. Материки и части света на глобусе и
физической карте полушарий.
1.Мировой океан (7 ч)
Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан.
Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение.
Судоходство. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Современное
изучение Мировое океана.
2.Африка (13 ч)
Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова. Разнообразие
рельефа, климата и природных условий. Растения тропических лесов. Животные
тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и
животный мир пустынь. Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы.
3.Австралия (8 ч)
Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова. Природные
условия, поверхность, климат. Реки и озёра. Остров Новая Гвинея. Путешествие в
Австралию Н.Н. Миклухо-Маклая. Растительный мир. Животный мир. Охрана природы.
Население (коренное и пришлое). Государство Австралийский союз. Города Канберра,
Сидней и Мельбурн.
4.Антарктида (5 ч)
Географическое положение, очертания берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями. Особенности природы, её поверхность и климат.
Растительный и животный мир. Охрана природы. Изучение Антарктиды учёными разных
стран. Современные исследования Антарктиды.
5.Северная Америка (9 ч)
Географическое положение, очертания берегов. Остров и полуострова. Природные
условия, рельеф, климат. Реки и озёра. Растительный и животный мир. Население и
государства. США Канада Мексика. Куба
6.Южная Америка (11 ч)
Географическое положение, очертания берегов. Природные условия, рельеф, климат. Реки
и озёра. Растительный мир тропических лесов. Растительный мир пустынь, саванн и
горных районов. Животный мир. Население (коренное и пришлое). Крупные государства
(Бразилия, Аргентина, Перу и другие по выбору учителя), их столицы. Обобщающий урок
Часть света – Америка.
7.Евразия (12 ч)
Евразия - величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света:
Европа и Азия. Условная граница между ними. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие
острова и полуострова. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии. Типы климата
Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и
озёра Азии. Их использование. Экологические проблемы. Растительный и животный мир
Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. Население Евразии.
Различия по плотности населения. Народы Евразии. Культура и быт народов Европы и
Азии.
4

Формы контроля, используемые учителем: устный опрос, ответы на вопросы, пересказ;
практические работы, контурные карты.
Методы обучения: словесные, наглядные, наблюдение, практические, объяснительно –
иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые.
Технологии:
-коррекционно – развивающего обучения;
-дифференцированного обучения;
-здоровьесберегающие;
-информационные.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств
Евразии;
-Границы, государственный строй и символику России;
-Особенности географического положения своей местности, типичных представителей
растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей
области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
-Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Учащиеся должны уметь:
-Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
-По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города
Евразии;
-Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
-Находить свою местность на карте России;
-Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей
местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
-Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области;
-Правильно вести себя в природе.
Календарно – тематическое планирование
№
урока

Название раздела программы;
темы урока

Колво
часов

Домашнее задание,
стр.

1

Материки и части света на глобусе и
карте

1

Стр. 4 – 5 читать

2

Мировой океан

1

3

Атлантический океан

1

4

Северный Ледовитый океан

1

5

Тихий океан

1

6

Индийский океан

1

Стр. 6 – 8 читать,
стр.8 вопросы 2 -4
письменно
Стр. 8 – 11 читать,
доклады «Животным
мир океанов»
Стр. 12 – 15 читать,
доклады «Животным
мир океанов»
Стр. 16 – 19 читать,
доклады «Животным
мир океанов»
Стр. 19 – 21 читать,
5

1
1

доклады «Животным
мир океанов»
Стр. 21 – 23 читать, стр.
23 вопрос 4 письменно
Тест
Стр. 24 – 26 читать
Стр. 27 – 29 читать
задание в тетради
Стр. 30 – 32 читать,
стр. 33 вопрос 4
письменно
Стр. 33 – 36 читать,
стр. 36 вопрос 4
письменно
Стр. 37 – 40 читать
Стр. 40 – 44 читать,
стр. 44 вопрос 2
письменно
Стр. 45 – 48 читать,
стр. 48 вопросы 4 -6
письменно
Стр. 48 – 52 читать
Стр. 52 – 57 читать,
карточка
Стр. 58 – 62 читать,
карточка
Стр. 63 – 68 читать,
карточка
Тест
Стр.70 – 72 читать

1

Стр.73 – 75 читать

7

Современное изучение мирового океана

1

8
9

Повторение по теме «Мировой океан»
Африка. Географическое положение
Разнообразие рельефа, климат, реки и
озёра

1
1

10

1

11

Природные зоны. Растительность
тропических лесов

1

12

Животные тропических лесов

1

13

Растительность Саванн

1

14

Животные саванн

1

15

Растительность и животные пустынь

1

16
17

Контрольная работа за I четверть
Население и государство

1
1

18

Египет. Эфиопия

1

19
20
21
22
23

Танзания. Демократическая республика
Конго
Нигерия. Южно-Африканская
республика
Обобщающий урок по Африке
Австралия. Географическое положение
Разнообразие рельефа, климат, реки и
озёра

1
1

24

Растительный мир

1

25

Животный мир

1

26
27
28
29

Население
Австралийский союз
Океания. Остров Новая Гвинея
Контрольная работа за II четверть
Географическое положение.
Антарктика

1
1
1
1

Стр.75 – 77 читать,
стр. 77 вопрос 4
письменно
Стр.77 – 80 читать,
стр. 80 вопрос 3
письменно
Стр.80 – 82 читать
Стр.83 – 85 читать
Стр.83 – 85 читать
-

1

Стр.88 – 90 читать

30

31

Открытие Антарктиды Русскими
Мореплавателями

1

32
33

Разнообразие рельефа, климат
Растительный и животный мир. Охрана

1
1

Стр. 91 – 93 читать,
доклады о Ф.Ф.
Беллинсгаузене и
М.П. Лазареве
Стр. 93 – 95 читать
Стр. 95 – 97 читать,
6

природы

стр.97 вопрос 5
письменно
1

Стр. 98 – 100 читать

35

Современные исследования
Антарктиды
Открытие Америки

1

Стр. 101 – 103 читать

36

Географическое положение

1

Стр. 104 – 107 читать

37
38

Разнообразие рельефа, климат
Реки и озёра

1
1

39

Растительный и животный мир

1

40

Население и государства

1

41

Соединенные Штаты Америки (США)

1

42

Канада

1

43

Мексика. Куба

1

Стр. 107 – 109 читать
Стр. 110 – 112 читать
Стр. 113 – 117 читать,
доклады «природа
Северной Америки»
Стр. 118 – 120 читать,
доклады «Страны
Северной Америки»
Стр. 121 – 124 читать,
доклады «Страны
Северной Америки»
Стр. 125 – 127 читать,
доклады «Страны
Северной Америки»
Стр. 128 – 133 читать,
доклады «Страны
Северной Америки»

44

1

Стр. 133 – 135 читать

45

Южная Америка. Географическое
положение
Разнообразие рельефа, климат

1

46

Реки и озёра

1

47

Растительность тропических лесов

1

48

Животные тропического леса

1

49

Растительность саванн, степей,
пустынь и горных районов

1

50

Животные саванн, степей,
полупустынь, гор

1

Стр. 136 – 138 читать
Стр. 138 – 140 читать,
стр.140 вопрос 4
письменно
Стр. 140– 142 читать,
доклады «Природа
Южной Америки»
Стр. 143 – 146 читать,
доклады «Природа
Южной Америки»
Стр. 147 – 149 читать,
доклады «Природа
Южной Америки»
Стр. 149 – 151 читать,
доклады «Природа
Южной Америки»

51

Контрольная работа за III четверть

1

34

52

Население и государства

1

53

Бразилия

1

54

Аргентина

1

Стр. 152 – 154 читать,
доклады «Страны
Южной Америки»
Стр. 155 – 158 читать,
доклады «Страны
Южной Америки»
Стр. 159 – 161 читать,
доклады «Страны
Южной Америки»
7

55

Перу

1

Стр. 162 – 164 читать,
доклады «Страны
Южной Америки»
Стр. 165 – 168 читать

Евразия. Географическое положение
1
Очертания берегов. Моря Северного
57
ледовитого и Атлантического океанов.
1
Стр. 169 – 171 читать
Острова и полуострова
Очертания берегов. Моря Тихого и
Стр. 171 – 173 читать,
58
Индийского океанов. Острова и
1
стр. 173 вопрос 5
полуострова
письменно
Разнообразие рельефа. Полезные
59
1
Стр. 173 – 175 читать
ископаемые Европы
Разнообразие Рельефа. Полезные
60
1
Стр. 176 – 178 читать
ископаемые Азии
61
Климат Евразии
1
Стр. 179 – 181 читать
62
Реки и озёра Европы
1
Стр. 181 – 183 читать
63
Реки и озёра Азии
1
Стр. 184 – 185 читать
64
Контрольная работа за IV четверть
1
Растительный и животный мир
Стр. 186 – 195 читать,
65
Европы. Растительный и
1
доклады «Природа
животный мир Азии
Евразии»
66
Население Евразии
1
Стр. 195 – 199 читать
67
Культура и быт народов Евразии
1
Стр. 200 – 202 читать
Повторение по теме «Материки и
68
1
океаны»
Всего за год по программе: 68 часов.
Всего за год по плану: 68 часов.
Учебно-методические средства обучения
56

1.Интернет-ресурсы
2.Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 8 класс.
/Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т.
М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 2-изд. - М.: Просвещение, 2021.
3.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,
под редакцией И. М. Бгажноковой М.: Просвещение 2021 г.

8

Лист индивидуальной коррекционно-развивающей работы с
обучающимся с ОВЗ
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________________
Дата рождения __________________________
Посещаемая группа _____________________________
Педагог-психолог _________________________________________
Программа обучения
__________________________________________________________________
___________________
Направление коррекционно-развивающей работы
____________________________________________________________
Цель:
__________________________________________________________________
_________________________________
Дата
занятия

Тема/ №
занятия

Поставленные
задачи

Содержание

Отметка о
выполнении

Степень
активности
(высокая,
средняя,
низкая)

9

Общее количество посещённых занятий: _____________
Количество пропущенных занятий: __________________
Выводы по коррекционной работе:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________
Рекомендации:
__________________________________________________________________
________________________
__________________________________________________________________
______________________________________
Педагог-психолог: __________ /__________________

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».