УТВЕРЖДАЮ: ДИРЕКТОР МКОУ «ТАЛОВСКАЯ СОШ» _____Т.С.ШИНКОРЕНКО 01 сентября 2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся МКОУ «Таловская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи проектной и учебноисследовательской деятельности в МКОУ «Таловская СОШ», порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных и учебноисследовательских работ учащихся. 1.2 Настоящее положение разработано на основе закона «Об образовании», федерального государственного стандарта начального общего образования, федерального государственного стандарта основного общего образования, федерального государственного стандарта среднего общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования, примерной основной образовательной программы среднего общего образования Устава школы. 1.3. Проектная и учебно-исследовательская деятельность являются формами организации учебно-воспитательного процесса, способствуют повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных компетентностей учащихся, их успешной социализации. 1.4. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления. 1.5. Проектная и учебно-исследовательская учащихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования. 2. Цель проектной и учебно-исследовательской деятельности Цель определяется как личностными, так и социальными мотивами: 2.1 Создание условий для формирования у учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации, достижения учащимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего общего образования. 2.2 Проектно-исследовательская деятельность в рамках учебного процесса призвана: - учить учащихся четко определять цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, подбирать методы и формы работы по теме исследования; - формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать); - развивать умения анализировать (креативное и критическое мышление); - формировать и развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); - способствовать формированию позитивного отношения к работе, активной жизненной позиции (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы); - интенсифицировать освоения знаний по базовым предметам, способствовать формированию системы межпредметной интеграции и целостной картины мира; - способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся как одного из факторов их успешной социализации в будущем; способствовать оценке достижения планируемых метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия», программы формирования универсальных учебных действий. 3. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности 3.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи. 3.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов; 3.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации. 4. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности Учебно-исследовательская Проектная деятельность деятельность Проект направлен на получение В ходе исследования организуется поиск в конкретного запланированного какой-то области, формулируются результата – продукта, обладающего отдельные характеристики итогов работ. определенными свойствами и Отрицательный результат – тоже необходимого для конкретного результат использования Реализацию проектных работ предваряет Логика построения исследовательской представление о будущем проекте, деятельности включает формулировку планирование процесса создания проблемы исследования, выдвижение продукта и реализации этого плана. гипотезы (для решения этой проблемы) и Результат проекта должен быть точно последующую экспериментальную или соотнесен со всеми характеристиками, модельную проверку выдвинутых сформулированными в его замысле предположений 5. Требования к построению проектно-исследовательского процесса 5.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся. 5.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя. 5.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке. 5.4. Для выполнения проекта должны быть все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества. 5.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта. 5.6. Обеспечение педагогического сопровождения проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). 5.7. Использование для учащихся дневника самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта. 5.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника. 5.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения. 6. Понятия Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование. 7. Формы организации проектной деятельности 7.1. Виды проектов: информационный (поисковый) направлен на сбор информации о какомто объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии); социальный, прикладной (практико-ориентированный); игровой (ролевой); инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения). 7.2. Формы проектов: информационно-реферативные (написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы); проблемно-реферативные творческие (предполагающие сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы); экспериментальные (описывают научный эксперимент, имеющий известный результат); натуралистические и описательные (направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления); исследовательские (выполненные при помощи корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления); практические (основной целью которых является не только разработка проблемы, но и ее реализация); изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы презентация плана проведения какого-либо мероприятия или новой общественной организации 7.3. По содержанию проект может быть монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности. 7.4. По количеству участников: индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы учащийся – автор проекта – самостоятельно или с помощью педагогатьютора получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник; парный, малогрупповой (до 5 человек); групповой (до 15 человек); коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете). 7.5. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта. 8. Формы организации учебно-исследовательской деятельности 8.1. На урочных занятиях: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени. 8.2. На внеурочных занятиях: исследовательская практика учащихся; образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся; научно-практическое общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НИО других школ; участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. 9. Формирование универсальных учебных действий Учащиеся должны научиться: 9.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность. 9.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности. 9.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий. 9.4. Проводить самостоятельно исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ. 9.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта. 9.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования. 9.7. Самооценивать ход и результаты работы. 9.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей. 9.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели. 9.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. 9.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания. 9.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. 10. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности 10.1. Проектная и учебно-исследовательская деятельность является составляющей учебной деятельности учащихся. В проектную и учебноисследовательскую деятельность могут включаться учащиеся 1-11 классов. Учащиеся 9 классов могут представлять свой индивидуальный проект для прохождения итоговой аттестации по учебным предметам по выбору, если такая форма аттестации предусмотрена нормативными документами по итоговой аттестации. Учащиеся 11-х классов защищают свой индивидуальный проект, как условие допуска до государственной итоговой аттестации. Эта защита может проходить как в 10 классе, так и в 11 классе на открытом заседании специально созданной комиссии. Учащиеся, осуществляющие проектную и учебно-исследовательскую деятельность, могут представлять свои работы для участия в конкурсах, конференциях, семинарах и т.д. муниципального, регионального федерального, международного уровней. 10.2. Процесс подготовки проектов является планомерным и регулируемым. Общее руководство проектной и учебно-исследовательской работой в лицее, ее координация, контроль за выполнением этапов, а также методическая и организационная помощь на каждом этапе осуществляются заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся непосредственно организуют и руководят ею учителя. 10.3. При реализации основной образовательной программы начального общего образования темы учебно-исследовательских проектов определяются учителями начальных классов самостоятельно по мере освоения каждой из реализуемых рабочих программ. Учащиеся определяют тему самостоятельно и сообщают об этом своему учителю. Лучшие проекты учащихся 3-х, 4-х классов презентуются на школьной научно-практической конференции. 10.4 Предполагаемые темы учебно-исследовательских проектов для учащихся основной школы могут быть прописаны в рабочих программах учителей. 10.5 При реализации основной образовательной программы основного и среднего общего образования темы проектно-исследовательских работ на каждый следующий учебный год продумываются учителями и подаются руководителям методических объединений до 15 апреля каждого учебного года. Не позднее 20 апреля списки предполагаемых тем проектно-исследовательской деятельности подается для согласования ответственному за организацию и ведение проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе (заместителю директора по УР). Темы проектно-исследовательских работ утверждаются директором лицея не позднее 25 апреля и доводятся до сведения учащихся их классными руководителями не позднее 30 апреля. Все учащиеся самостоятельно определяются с темами работ и руководителями, сообщая об этом классному руководителю не позднее 15 мая. Работа над проектом начинается с 1 сентября нового учебного года в рамках выбранных предметных областей либо научных обществ. По мере выполнения работы учащийся ведет дневник. (Приложение № 2). 10.6. При выполнении учебно-исследовательских проектов каждый руководитель осуществляет систематический контроль за деятельностью ученика, осуществляет помощь при постановке цели, задачи, гипотезы проекта, при планировании учебно-исследовательской деятельности. Руководителем проекта отслеживается входной (октябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (май) уровень работы учащегося над проектом. 10.7. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: – для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты; – для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели. 11. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности 11.1. В 5–7-х классах контрольная работа по пройденной теме может проводиться в форме защиты учебного проекта. 11.2. На ежегодной лицейской конференции производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы. 11.3. Учащиеся 9-х, 11- классов представляют свою проектноисследовательскую работу в качестве допуска до Государственной (итоговой) аттестации за курс основной и средней общей школы. Защита данной работы производится до 1 апреля текущего года на открытом заседании специально созданной комиссии. 11.4. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году, как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы. 11.5. Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательному учреждению. 11.6. В лицее организуется фонд проектных и учебно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики лицея, занимающиеся проектной и учебно-исследовательской деятельностью. 11.7. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. 12. Требования к оформлению проектной и учебно-исследовательской работы. 12.1 Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта. 12.2 Структура проекта и учебно-исследовательской работы содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. Требования к оформлению титульного листа изложены в приложении 1. 12.3 Введение включает в себя ряд следующих положений: - проект и учебно-исследовательская работа начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Во введении отмечается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлена данная работа. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована гипотеза; - устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом; - формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели; - далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта и учебно-исследовательской работы; 12.4. Основная часть проекта и научно-исследовательской работы может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический). 12.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи. 12.6 Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ: Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Все разделы плана (главы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы в приложении. 12.7 Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. 12.8 Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). 13. Процедура защиты проекта, учебно-исследовательской работы, представление на конкурс или итоговую аттестацию 13.1. Защита выполненных учебно-исследовательских проектов проводится не позднее 10 мая. Лучшие работы презентуются учащимися на научно-практической конференции лицея. 13.2. Для защиты проекта, учебно-исследовательской работы приказом директора утверждается график защиты проектов, состав комиссии. 13.3. Возглавляет комиссию директор или заместитель директора. В состав комиссии входят: ответственный за ведение учебно-исследовательской деятельности в лицее, руководители методических объединений. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 9 человек. 13.5. Процедура защиты состоит в 5-7 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты. 13.6. Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям, и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект межпредметный. (Приложение № 3) 13.7 Отметка «зачет» выставляется учащемуся в случае набора им 6 баллов и выше. Отметка «незачет» выставляется учащемуся в случае набора им ниже 6 баллов. 13.8 Отметка за выполнение проекта, учебно-исследовательской работы выставляется в графу «проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном и среднем общем образовании – отметка выставляется в свободную строку. 14. Функциональные обязанности руководителя проектной группы 14.1 Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей программы, электронного ресурса. 14.2 Детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта, определение примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта. 14.3 Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками выполняемых работ. 14.4. Своевременное занесение в дневник работы над проектом каждого ученика отметок о выполнении этапа проектной деятельности. 14.5.Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков. 14.6. Несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части, оказание помощи учащемуся в подготовке документации к защите проекта. Приложение 1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ «МКОУ ТАЛОВСКАЯ СОШ» Проектно-исследовательская работа Тема: «__________________________» Выполнил: Руководитель: с.Таловка, 2023г. Приложение 2 Дневник учащегося, выполняющего проектную работу 1. ФИО учащегося, выполняющего проектную работу. 2. Предварительная тема проекта. 3. ФИО руководителей проекта, должность. 4. Утверждённая тема проекта. 5. План работы над проектом. 6. Поэтапная работа над проектом. месяц Содержание этапов Замечания проектной деятельности проекта 7. Предполагаемая форма представления (презентации) проекта. 8. Отметка о сдаче проекта и его презентации. Оценка комиссии 9. Особые мнения членов комиссии. 10. Подписи руководителей проекта и членов комиссии. руководителя Приложение № 3 Формы, в которых ученики представляет результаты проектов Газета Журнал Сценарий Маршрут экскурсии Статья Буклет Видеофильм Серия иллюстраций Путеводитель Атлас, справочник Сайт Проект Научно-исследовательская работа. Приложение № 4 Рейтинговая оценка проекта Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Высокий (1 балл за каждый критерий) (2 балла за каждый (3 балла за каждый критерий) критерий) Самостоятельное Работа в целом свидетельствует Работа в целом Работа свидетельствует о способности приобретение о способности самостоятельно, свидетельствует о самостоятельно ставить проблему и знаний и решение с опорой на помощь способности находить пути ее решения. проблем руководителя ставить проблему самостоятельно ставить Продемонстрирована способность и находить пути ее решения. проблему и находить пути приобретать новые знания и/или Продемонстрирована ее решения. осваивать новые способы действий, способность приобретать новые Продемонстрировано достигать более глубокого понимания знания и/или осваивать новые свободное владение проблемы. способы действий, достигать логическими операциями, Продемонстрировано умение более глубокого понимания навыками критического самостоятельно найти недостающую изученного; названы причины, мышления, умение информацию в информационном поле. по которым учащийся самостоятельно мыслить. Ученик самостоятельно формулирует приступил к работе над Ученик самостоятельно проблему на основе анализа ситуации, конкретным проектом. формулирует противоречие самостоятельно использует потенциал между ре интегрированных знаний. Знание предмета Продемонстрировано Продемонстрировано Продемонстрировано свободное владение понимание содержания свободное владение предметом проектной деятельности. выполненной работы. В работе и предметом проектной Ученик называет субъектов, которые в ответах на вопросы по деятельности; умение могут быть заинтересованы в решении содержанию работы запросить недостающую проблемы. отсутствуют грубые ошибки информацию у эксперта Регулятивные действия Коммуникация Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии, некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. Проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. Продемонстрированы навыки владения способами оформления проектной работы (текст, графики, схемы, таблицы и т.д.). Продемонстрированы навыки монологической речи, оформления пояснительной записки, а также подготовки презентации. Ученик делает публичный доклад о цели, ходе, содержании (учителя, консультанта, специалиста). Показаны знания из других предметных областей. Ошибки отсутствуют. Продемонстрированы навыки определения цели публичного выступления, определены этапы планирования работы. Контроль и коррекция осуществлены самостоятельно. Продемонстрированы умения находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи. Тема ясно определена; текст/сообщение хорошо структурировано; все мысли выражены ясно, логично, последовательно; работа/сообщение вызывает интерес; продемонстрированы умения использовать различные средства наглядности при выступлении; вести Продемонстрированы навыки владения способами (риторические, невербальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию. Автор организует обратную связь с аудиторией; развернуто аргументирует свои высказывания. Продемонстрированы умения уверенно держать себя во время выступления; находить компромисс; свободно отвечать на незапланированные вопросы. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Сформированы навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). полученной информации или дискуссию; отстаивать результатах проекта; отвечает на свою точку зрения; автор вопросы, направленные на свободно отвечает на понимание темы проекта. вопросы «Зачет» учащемуся ставится при получении 6 баллов и выше; «незачет» при получении ниже 6 баллов. Оценка «5» -11-12 баллов, оценка «4» - 8-10 баллов, оценка «3» - 6-7 баллов