Аннотация_Литература 10-11

Аннотация к рабочей программе по литературе в 10-11 классах
Программа курса литература для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе
нормативных документов:
• Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

• Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
• Авторская программа по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый
уровень): Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И., Лебедев Ю. В. – М.:
Просвещение, 2017.
• Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях.
Преподавание литературы в 10 классе ведётся по учебнику Ю.В. Лебедева. Литература.
10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях /
Ю.В. Лебедев - 8-е изд.- М.: Просвещение, 2020
Рабочая программа по литературе для 10-х классов рассчитана на 105 часов (3 часа в
неделю).
Преподавание литературы в 11 классе ведётся по учебнику В. П. Журавлёва.
Литература. Учебник 11 класс. -М.: Просвещение, 2018
Рабочая программа по литературе для 11-х классов рассчитана на 102 часа (3 часа в
неделю).
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:


воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;



развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;



освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;



овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории
литературы;
выявления
в
произведениях
конкретно-исторического
и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые
решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте
в культуре страны и народа;
- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке
художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования
собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического
мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет
реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа
предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений,
связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого
ученика.

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные:
- Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения.
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков, бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и у других людей, умение оказывать
первую помощь;

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Предметные:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
 обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся
в нём смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;


давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета,
их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;


анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;


определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносное и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;


анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей
текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым
финалом);


анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.)


- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
 давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);

выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т.п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными
в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и
составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и
домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем
литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по
литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных
заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIXначала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в
процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного
явления, историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в области изучения литературы XIX-начала XXI века, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач в области изучения литературы XIX-начала XXI века, применению
различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных
текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации
(словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературнокритические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские
информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX-начала XXI века,
сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.),

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10-11 классах, с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов и
институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право,
научно-исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой
литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста,
издательского работника и т.п.
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на
опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в
которых воплощены традиционные ценности русской культуры;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах
деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и
самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и
письменных
высказываний
на
нравственно-этические,
литературные
и
литературоведческие темы;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в
области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их
достижения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».