Аннотация к рабочей программе «Литература» (5-9 классы) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по литературе для 5-9 классов для предметной линии учебников В.Я. Коровина и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература», методического пособия для учителя к учебнику Коровиной В. Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. "Литература", учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития литературного образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Литература (в 2 частях), 5 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2. Литература (в 2 частях), 6 класс/ Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и другие; под редакцией Коровиной В.Я., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 3. Литература (в 2 частях), 7 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 4. Литература (в 2 частях), 8 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 5. Литература (в 2 частях), 9 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и другие; под редакцией Коровиной В.Я., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 6. Методическое пособие для учителя к учебнику Коровиной В. Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. "Литература" Предметная программа по литературе обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Целями изучения литературы по программам основного общего образования являются: - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; - формирование отношения к литературе как к одной из основных национальнокультурных ценностей народа, к особому способу познания жизни; - обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; - развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; - формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; - воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; - воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие коммуникативно- эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Также в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе. Количество часов на изучение предмета: 5, 6, 9 классы: в неделю – 3 часа, в год – 102 часа; 7, 8 классы: в неделю – 2 часа, в год – 68 часов. Всего – 442 часа. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Класс Количество часов в Всего часов неделю 5 класс 3 102 6 класс 3 102 7 класс 2 68 8 класс 2 68 9 класс 3 102 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Алгебра» (7-9 класс) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по алгебре для 7 -9 классов для предметной линии учебников Ю.Н.Макарычева и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика» базовый уровень, учебного пособия: Математика. Алгебра. 7-9 классы. Базовый уровень, методического пособия к предметной линии учебников по алгебре Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк,К.И.Нешков и другие под ред. ТеляковскогоС.А.,М.Просвещение,2023, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Алгебра: 7-й класс: базовый уровень: учебник, 7 класс/ Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и другие; под ред. Теляковского С.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023 2. Алгебра: 8-й класс: базовый уровень: учебник, 7 класс/ Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и другие; под ред. Теляковского С.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023 3. Алгебра: 9-й класс: базовый уровень: учебник, 7 класс/ Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и другие; под ред. Теляковского С.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023 4. Методическое пособие "Алгебра 7-9" к предметной линии учебников по алгебре Ю.Н.Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова идр., Акционерное общество "Издательство "Просвещение" Предметная программа по алгебре обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей. Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 7-9 классах на изучение алгебры отводится по 4 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 408 учебных часов (1 час добавляется из вариативной части учебного плана). Класс 7 класс 8 класс 9 класс Количество часов в неделю 4 4 4 Всего часов 136 136 136 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Английский язык» (5-9 классы) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов для предметной линии учебников по иностранному языку и авторской методической концепции линии УМК «Английский в фокусе» Быковой Н.И., Дули Дж., Поспеловой М.Д., Эванс В. (М. :ExpressPublishing: Просвещение, 2013), составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Английский язык» базовый уровень, учебного пособия, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Английский в фокувс: 5-й класс: базовый уровень: учебник в 1 части / Быковой Н.И., Дули Дж., Поспеловой М.Д., Эванс В. – 10-е изд., (М. :ExpressPublishing: Просвещение, 2019/ 2. Английский в фокувс: 6-й класс: базовый уровень: учебник в 1 части / Быковой Н.И., Дули Дж., Поспеловой М.Д., Эванс В. – 9-е изд., (М. :ExpressPublishing: Просвещение, 2019/ 3. Английский в фокувс: 7-й класс: базовый уровень: учебник в 1 части / Быковой Н.И., Дули Дж., Поспеловой М.Д., Эванс В. – 9-е изд., (М. :ExpressPublishing: Просвещение, 2019/ 4. Английский в фокувс: 8-й класс: базовый уровень: учебник в 1 части / Быковой Н.И., Дули Дж., Поспеловой М.Д., Эванс В. – 9-е изд., (М. :ExpressPublishing: Просвещение, 2019/ 5. Английский в фокувс: 9-й класс: базовый уровень: учебник в 1 части / Быковой Н.И., Дули Дж., Поспеловой М.Д., Эванс В. – 9-е изд., (М. :ExpressPublishing: Просвещение, 2019/ Предметная программа по английскому языку обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Приоритетными целями обучения английского языка в 5—9 классах являются: - формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей данного возраста; - развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации учащихся 5-9 класса к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения; - освоение элементарных лингвистических представлений, доступных данному возрасту и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке; -приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство учащихся с миром зарубежных сверстников МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 5—9 классах изучается интегрированный предмет «Английский язык», который включает освоение элементарных лингвистических представлений, доступных данному возрасту и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке, всего 510 учебных часов Класс Количество часов в Всего часов неделю 5 класс 3 102 6 класс 3 102 7 класс 3 102 8 класс 3 102 9 класс 3 102 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Биология» (5- 9 класс) на 2023 -2024 учебный год Рабочая программа по биологии для 5 – 9 классов для предметной линии учебников В.В.Пасечника и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Биология» базовый уровень, учебного пособия: методического пособия для учителя к учебникам под ред. В. В. Пасечника, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития биологического образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Биология: 5-й класс: базовый уровень: учебник, 5 класс/ Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г.; под ред Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство«Просвещение» 2. Биология: 6-й класс: базовый уровень: учебник, 6 класс/ Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г.; под редакцией Пасечника В. В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 3. Биология: 7-й класс: базовый уровень: учебник, 7 класс/ Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г.; под редакцией Пасечника В. В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 4. Биология: 8-й класс: базовый уровень: учебник, 8 класс/ Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З.Г. ; под редакцией Пасечника В. В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 5. Биология: 9-й класс: базовый уровень: учебник, 9 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. и другие; под ред. Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Предметная программа по биологии обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. Биологическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются: - формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации; формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья; - формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма человека; - формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма; - формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе; - формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет 238 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Класс 5 класс Количество часов в неделю 1 Всего часов 34 6 класс 1 34 7 класс 1 34 8 класс 2 68 9 класс 2 68 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Вероятность и статистика» (7-9 классы) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по вероятности и статистики для 7-9 классов для предметной линии учебников Р.И. Высоцкого и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика» базовый уровень, учебного пособия: Математика. Вероятность и статистика. 7 - 9 классы. Базовый уровень. Методическое пособие к предметной линии по вероятности и статистике И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко под редакцией И.В. Ященко, М.: Просвещение, 2023, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Математика. Вероятность и статистика: 7 – 9-е классы: базовый уровень: учебник в 2 частях/ И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко под редакцией И.В. Ященко, М.: Просвещение, 2023. 2. Математика. Вероятность и статистика. 7 - 9 классы. Базовый уровень. Методическое пособие к предметной линии по вероятности и статистике И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко под редакцией И.В. Ященко, М.: Просвещение, 2023. Предметная программа по вероятности и статистике обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по вероятности и статистике для каждого года обучения. Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Приоритетными целями обучения вероятности и статистики в 7-9 классах являются: - формирование у обучающихся функциональной грамотности, включающей в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты; - приобщение обучающихся к общественным интересам; - развитие навыков организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. - знакомство с основами теории графов для создания математического фундамента для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. - обогащение представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, - формирование понимания роли статистики как источника социально значимой информации и закладывание основы вероятностного мышления. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 7-9х на изучение вероятности и статистики отводит по 1 учебному часу в неделю в течение каждого года обучения, всего 102 учебных часа. Класс 7 класс 8 класс 9 класс Количество часов в неделю 1 1 1 Всего часов 34 34 34 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «География» (5-9 классы) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по географии для 5-9 классов для предметной линии учебников А.И. Алексеева и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» базовый уровень, учебного пособия: обучение географии в 5-9 классах, методического пособия для учителя к учебникам А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. География: 5-й и 6-й классы: базовый уровень: учебник / А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К. Липкина. – 12-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. — 191 с. 2. География: 7-й класс: базовый уровень: учебник / А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К. Липкина. перераб. – Москва: Просвещение, 2022. — 256 с. 3. География: 8-й класс: базовый уровень: учебник / А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К. Липкина. перераб. – Москва: Просвещение, 2022. — 255 с. 4. География: 9-й класс: базовый уровень: учебник / А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К. Липкина. перераб. – Москва: Просвещение, 2022. — 239 с. Предметная программа по географии обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; 5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах. Класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Количество часов в неделю 1 1 2 2 2 Всего часов 34 34 68 68 68 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Геометрия» (7-9 класс) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов для предметной линии учебников Л.С. Атанасян и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика» базовый уровень, учебного пособия: Математика. Геометрия. 7―9 классы. Базовый уровень, методическое пособие к предметной линии учебников по геометрии Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др., М.: Просвещение, 2023, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Геометрия: 7―9-е классы: базовый уровень, М34 учебник/ Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др., – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023 2. Математика. Геометрия. 7―9 классы. Базовый уровень, методическое пособие к предметной линии учебников по геометрии Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др., М.: Просвещение, 2023 Предметная программа по геометрии обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмеу для каждого года обучения. Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Геометрия как один из основных разделов школьной математики, имеет своей целью обеспечить изучение свойств и размеров фигур, их отношений и взаимное расположение, опираясь на логическую, доказательную линию. Необходимость изучения геометрии на уровне основного общего образования заключается в том, что обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. Также целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Обучающийся должен научиться определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии. При решении задач практического характера обучающийся учится строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 7-9х на изучение геометрии отводит по 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 204 учебных часа. Класс 7 класс 8 класс 9 класс Количество часов в неделю 2 2 2 Всего часов 68 68 68 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству 5-7 классы. Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития изобразительного образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд под редакцией Б.М. Неменского 1. . 5-й класс Горяева Н.А., Островская О.В.;под ред.Неменского Б.М учебник : 15-е изд.перераб.,– Москва: Просвещение, 2023г 2. 6-й класс Неменская Л.А.;под ред. Неменского Б.М учебник: 13-е изд.перераб.– Москва: Просвещение, 2023г 3. 7-й класс Питерских А.С.,Гуров Г.Е.; под ред. Неменского Б.М: учебник: 13-е изд.перераб – Москва: Просвещение, 2023г Предметная программа по изобразительному искусству обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. Изобразительное образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно). Задачами изобразительного искусства являются: - освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; - формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов; - формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; - приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно); - формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; - овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; - развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; - воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение отечественной художественной культуры; - развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Класс Количество часов в неделю Всего часов 5 класс 34 34 6 класс 34 34 7 класс 34 34 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Информатика» (7-9 классы) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по Информатике для 7-9 классов для предметной линии учебников Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Информатика» базовый уровень, учебного пособия: обучение информатике в 7-9 классах, методического пособия для учителя к учебникам Л.Л. Босова, А. Ю. Босова Информатика., учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: Рабочая программа предназначена для изучения информатики в 7-9 классах средней общеобразовательной школы по учебникам: 1. Л.Л. Босова, А. Ю. Босова Информатика. 7 класс. – М.: БИНОМ, 2022 2. Л.Л. Босова, А. Ю. Босова Информатика. 8 класс. – М.: БИНОМ, 2022 3. Л.Л. Босова, А. Ю. Босова Информатика. 9 класс. – М.: БИНОМ, 2022 Предметная программа по информатике обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Информатика в основном общем образовании отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Изучение информатики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся: понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных задач; базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач, владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: цифровая грамотность; теоретические основы информатики; алгоритмы и программирование; информационные технологии. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 7—9 классах изучается предмет «Информатика» на базовом уровне, на изучение которого отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю). Класс 7 класс 8 класс 9 класс Количество часов в неделю 1 1 1 Всего часов 34 34 34 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «История» (5-9 класс) на 2023 -2024 учебный год Рабочая программа по истории для 5-9 классов для предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе, авторских программ А.А. Вигасина составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «История» базовый уровень, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы), авторских программ А.А. Вигасина А.О. Сороко Цюпы «Всеобщая история», учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития исторического образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразоват.организаций./под ред. А.А.Искендерова, А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой – М.: Просвещение 2. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений./ под ред. А.А.Сванидзе, Е.В.Агибалова, Г.М.Донской – М.: Просвещение 3. «История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В.Торкунова – М.: Просвещение 4. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 гг..7 кл.: учебник для общеобразоват.организаций./ под ред. А.А.Искендерова, А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной – М.: Просвещение 5. «История России. 7 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В.Торкунова – М.: Просвещение 6. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900 гг..8 кл.: учебник для общеобразоват.организаций./ под ред. А.А.Искендерова, А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной – М.: Просвещение 7. «История России. 8 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В.Торкунова – М.: Просвещение 8. Всеобщая история. История Нового времени. 9 кл.: учебник для общеобразоват.организаций./ под ред. А.А.Искендерова – М.: Просвещение 9. «История России. 9 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В.Торкунова – М.: Просвещение Предметная программа по истории обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Основными целями изучения истории являются: - познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества; - вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем; - развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий; - развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры; - воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 5—8 классах отводится по 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, в 9 классе – 3 учебных часа в неделю. Всего 374 учебных часа. Класс Количество часов в неделю Всего часов 5 класс 2 68 6 класс 2 68 7 класс 2 68 8 класс 2 68 9 класс 3 102 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Математика» (5-6 классы) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по математике для 5-6 классов для предметной линии учебников В.Я. Виленкина и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика» базовый уровень, учебного пособия: обучение математике в 5-6 классах, методического пособия для учителя к учебникам Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Математика: 5-й класс: базовый уровень: учебник в 2-х частях / Н.Я. Виленкин, . – 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023 и др. 2. Математика: 6-й класс: базовый уровень: учебник в 2-х частях / Н.Я. Виленкин, . – 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023 и др. 3. Математика: 5—6-е классы: базовый уровень: методическое пособие к предметной линии учебников по математике Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова и др. — 2-е изд., стер. — Москва: Просвещение, 2023. — 64 с. Предметная программа по математике обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Приоритетными целями обучения математике в 5—6 классах являются: - продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся; - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики; - подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира; - формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 5—6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики отводится по 6 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 408 учебных часов (1 час добавляется из вариативной части учебного плана). Класс 5 класс 6 класс Количество часов в неделю 6 6 Всего часов 204 204 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Музыка» (5-8 классы) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по музыке для 5-8 классов для предметной линии учебников Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Музыка» базовый уровень, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2020 г. 2. Сергеева, Г. П. Музыка. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2020 г. 3. Сергеева, Г. П. Музыка. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2020 г. 4. Сергеева, Г. П. Музыка. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2020 г. Предметная программа по музыке обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Приоритетными целями обучения музыки в 5—8 классах являются: - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 5-8 классах на изучение музыки отводится по 1 учебному часу в неделю в течение каждого года обучения, всего 136 учебных часов. Класс Количество часов в Всего часов неделю 5 класс 1 34 6 класс 1 34 7 класс 1 34 8 класс 1 34 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Обществознание» (6-9 класс) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов для предметной линии учебников Л.Н.Боголюбовой составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Обществознание» базовый уровень, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций Л.Н.Боголюбов, 2-е изд., М.,«Просвещение», 2020 г. 2. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций Л.Н.Боголюбов, 2-е изд., М.: Просвещение, 2020г. 3. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций Л.Н.Боголюбов, 7-е изд. М.: Просвещение, 2019г. 4. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, Л.Н.Боголюбов, 6-е изд., М.: Просвещение, 2019г. Предметная программа по обществознанию обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Целями обществоведческого образования в основной школе являются: - воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа; - развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации; - развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, становление ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; - формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; - овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; - создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 6-9 классах на изучение обществознания отводится 1 учебный час в неделю в течение каждого года обучения, всего 136 учебных часов. Класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Количество часов в неделю 1 1 1 1 Всего часов 34 34 34 34 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9 класс) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8-9 классов для предметной линии учебников А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «ОБЖ», учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Основы безопасности жизнедеятельности Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. ФГОС. 8 класс. -М.: Просвещение. 2. Основы безопасности жизнедеятельности Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. ФГОС. 9 класс. -М.: Просвещение. 3. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности». 8-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. ФГОС. - М. Просвещение. Предметная программа по ОБЖ обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности и позволяет: - последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ; - эффективно использовать межпредметные связи; - обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения; - повышать эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным дисциплинам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности при разработке региональных учебных программ. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 8-9 классах на изучение ОБЖ отводится по 1 учебному часу в неделю в течение каждого года обучения, всего 68 учебных часов. Класс 8 класс 9 класс Количество часов в неделю 1 1 Всего часов 34 34 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5-6 классы) 2023-2024 учебный год В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе нормативных документов: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Рабочая программа разработана на основе УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Виноградова Н.Ф., Москва: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник», примерной рабочей программы по ОДНКНР, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс «Основы духовнонравственной культуры народов России» Виноградова Н.Ф., Москва: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник", 2020 2. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс «Основы духовнонравственной культуры народов России» Виноградова Н.Ф., Москва: ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник", 2020 Предметная программа ОДНКНР обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету обучения. Изучение основы духовнонравственной культуры народов России является неотъемлемой частью общего образования школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Целью ОДНКНР в 5-6 классах является формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. Особое значение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану ОДНКНР изучается в 5-6 классах, один час в неделю, всего 68 часов. Классы Количество часов в неделю Всего часов 5 класс 1 34 6 класс 1 34 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Русский язык» (5-9 классы) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов для предметной линии учебников В.В.Бабайцева, Т.А.Ладыженская и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», методического пособия для учителя к УМК В.В.Бабайцевой, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2. Русский язык (в 2 частях), 6 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 3. Русский язык. Практика, 6 класс/ Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н., Еремеева А.П. и другие; под редакцией Лидман-Орловой Г.К., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 4. Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 5. Русский язык. Практика, 7 класс/ Пименова С.Н., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и другие; под редакцией Пименовой С.Н., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 6. Русский язык. Практика, 8 класс/ Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и другие; под редакцией Пичугова Ю.С., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 7. Русский язык. Практика, 9 класс/ Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и другие; под редакцией Пичугова Ю.С., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 8. Русский язык: Теория, 5-9 классы/ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 9. Методическое пособие к УМК В.В.Бабайцевой/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, И.Н. Политова, О.А. Сальникова, Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Предметная программа по русскому языку обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: - осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; - овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; - овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; - совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; - совершение мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; - развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Содержание русского языка в основной школе обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции. Количество часов на изучение предмета: 5 класс: в неделю – 5 часа, в год – 170 часов; 6 класс: в неделю – 6 часов, в год – 204 часа; 7 класс: в неделю – 4 часа, в год – 136 часов; 8,9 классы: в неделю – по 3 часа, в год – по 102 часа. Всего – 714 часов. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Класс Количество часов в Всего часов неделю 5 класс 5 170 6 класс 6 204 7 класс 4 136 8 класс 3 102 9 класс 3 102 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе по технологии для 5-9 классов Рабочая программа по технологии для 5-9 классов для предметной линии учебников авторского коллектива: Е.С.Глозман, О.А.Кожина, Ю.Л. Хотунцев и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Технология» учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития технологического образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Технология: 5-й класс: учебник /Е.С.Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев и др.– 4е изд.,перераб.,- Москва: Просвещение, 2023г 2. Технология: 6-й класс: учебник /Е.С.Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев и др.– 4е изд.,перераб.,- Москва: Просвещение, 2023г. 3 Технология: 7-й класс учебник /Е.С.Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев и др.– 4е изд., перераб,- Москва: Просвещение, 2023г. 4. Технология: 8—9-е классы учебник /Е.С.Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев и др.– 4е изд.,перераб.,- Москва: Просвещение, 2023г. Предметная программа по технологии обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. Технологическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Основной целью освоения технологии является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления. Задачами курса технологии являются: - овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология»; - овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности; -формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений; -формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий; -развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений. Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, создаёт возможность применения научнотеоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности, воспитания культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости, развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения. Основной методический принцип программы по технологии: освоение сущности и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания – построения и анализа разнообразных моделей. Программа по технологии построена по модульному принципу. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Класс 5 классе 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Количество часов в неделю 2 2 2 1 0,5 Всего часов часов 68 68 68 34 17 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Физика» (7-9 классы) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по физике для 7-9 классов для предметной линии учебников И.М.Перышкина и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физика» базовый уровень, учебного пособия: обучение физики в 7-9 классах, методического пособия для учителя к учебникам И.М.Перышкина и др, учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 1. Физика: 7-й класс: базовый уровень: учебник, 7 класс/ Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2. Физика: 8-й класс: базовый уровень: учебник, 8 класс/ Перышкин И. М., Иванов А. И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 3. Физика: 9-й класс: базовый уровень: учебник, 9 класс/ Перышкин И. М. Гутник Е. М., Иванов А. И., Петрова М. А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Предметная программа по физике обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. Изучение предмета «Физика» является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Приоритетными целями обучения физики в 7—9 классах являются: приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей; развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям; формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественнонаучную картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире На изучении физики отводится всего 238 учебных часов Класс Количество часов в Всего часов неделю 7 класс 2 68 8 класс 2 68 9 класс 3 102 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Аннотация к рабочей программе «Физическая культура» (5-9 класс) 2023-2024 учебный год Рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования для учащихся 5-9 класса составлена с использованием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения России от 31.05.2021 года № 287; Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» базовый уровень и учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания физической культуры в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р. Рабочая программа реализуется на основе: 1.Физическая культура: 5-й класс: учебник / А. П. Матвеев, . – 13-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023 г. 2.Физическая культура: 5-7 классы: учебник для общеобразовательных организаций/ М. Я. Виленский, под ред. М.Я. Виленского, . - Москва: Просвещение, 2019 г. 3. Физическая культура: 8-9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ В. И. Лях, . - Москва: Просвещение, 2019. Предметная программа по физической культуре обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. Физкультурное образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Основной целью программы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической культуре данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом. Развивающая направленность программы по физической культуре определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма, являющихся основой укрепления их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением данной ориентации является приобретение обучающимися знаний и умений в организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной физической культурой, возможности познания своих физических способностей и их целенаправленного развития. Воспитывающее значение программы по физической культуре заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. В число практических результатов данного направления входит формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности. В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета «Физическая культура», придания ей личностно значимого смысла, содержание программы по физической культуре представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры, плавание. Инвариантные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность обучающихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. Вариативные модули объединены модулем «Спорт», содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе модульных программ по физической культуре для общеобразовательных организаций. Основной содержательной направленностью вариативных модулей является подготовка обучающихся к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их в соревновательную деятельность. Модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В рамках данного модуля представлено примерное содержание «Базовой физической подготовки». Содержание программы по физической культуре представлено по годам обучения, для каждого класса предусмотрен раздел «Универсальные учебные действия», в котором раскрывается вклад предмета в формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, соответствующих возможностям и особенностям обучающихся данного возраста. Личностные достижения непосредственно связаны с конкретным содержанием учебного предмета и представлены по мере его раскрытия. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, рекомендованных для изучения физической культуры на уровне основного общего образования, – 442 часа: Класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Количество часов в неделю 3 2 3 3 2 Всего часов 102 68 102 102 68 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. Промежуточная аттестация по физической культуре проводиться в форме сдачи норм ГТО в сроки, установленные приказом школы. Аннотация к рабочей программе «Химия» (8- 9 класс) на 2023 -2024 учебный год Рабочая программа по химии для 8-9 классов для предметной линии учебников О. С. Габриеляна и др. составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Химия» базовый уровень, учебного пособия: методического пособия для учителя к учебникам Габриеляна О.С., Остроумова И.Г., Сладкова С.А., учебного плана МБОУ «Центр образования № 23» на 2023 – 2024 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития химического образования в Российской Федерации. Рабочая программа педагога реализуется на основе: 10. Химия, 8 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 11. Химия, 9 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Предметная программа по химии обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Центр образования № 23». Она определяет цели, содержание курса, планируемые результаты по предмету для каждого года обучения. Химическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Изучение химии: способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности; вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей обучающихся, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности; знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании естественно-научной грамотности обучающихся; способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование обучающихся. Данные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания учебного предмета, который является педагогически адаптированным отражением базовой науки химии на определённом этапе её развития. Курс химии на уровне основного общего образования ориентирован на освоение обучающимися системы первоначальных понятий химии, основ неорганической химии и некоторых отдельных значимых понятий органической химии. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 8—9 классах отводится по 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 136 учебных часа. Класс Количество часов в неделю Всего часов 8 класс 2 68 9 класс 2 68 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, учебнометодическое обеспечение. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 26491079E7820D7D4AB2DB101FBF6707 Владелец: Тюнина Елена Васильевна Действителен: с 22.08.2022 до 15.11.2023