АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1011 КЛАСС (А.И. ВЛАСЕНКОВА, Л.М. РЫБЧЕНКОВОЙ) Программа «Русский язык. 10-11класс» разработана на основании нормативных правовых документов: федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Закона РФ, с опорой на Федеральный базисный учебный план. Основа рабочей программы – авторская «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы». Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Власенков А.И. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений». Курс русского языка рассчитан на 68 часов: в 10 классе 1 час в неделю, 34 часа в год; в 11 классе 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Содержание учебного предмета в 10-11 классах включает следующие разделы: • 1. 10 класс Общие сведения о языке • Роль языка в обществе. История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык. Место и назначение русского языка в современном мире. Стилистические функции устаревших форм слова • Русский язык как система средств разных уровней • Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст. • Фонетика. Орфоэпия. Орфография • Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор. • Лексика и фразеология • Сферы употребления русской лексики. Исконно русская и заимствованная лексика. Русская фразеология. Словари русского языка. • Морфемика и словообразование • Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства. • Морфология и орфография • Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. Правописание не и ни с разными частями речи. Различение частиц не и ни. Правописание наречий. Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание глаголов. Правописание причастий. Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания. • Синтаксис и пунктуация • Принципы и функции русской пунктуации. Прямая и косвенная речь. Авторская пунктуация. • Речь, функциональные стили речи • Речеведческий анализ текста. Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки). Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности. 2. 11 класс • Синтаксис простого предложения. Пунктуация • Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. Управление при словах, близких по значению. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Обособленные определения. Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными • Приложения и их обособление. Обособление обстоятельств. Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. • Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Порядок слов в предложении. • Публицистический стиль • Особенности публицистического стиля. Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса». Изложение публицистического стиля с элементами сочинения. • Художественный стиль • Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур. Урок-практикум. Анализ художественного стиля. • Сложное предложение лирического произведения. Изложение по тексту • Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП. Пунктуация в ССП. • Пунктуация в предложениях с союзом и. Основные группы СПП. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и СПП. • Разговорный стиль • Повторение. Практика. Урок – семинар. Разговорный стиль речи. • Повторение • Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Повторение. Морфология и орфография. Повторение. Словообразование и орфография. • Обобщение пройденного. Основными целями и задачами курса русского языка в 10-11 классе являются следующие: - закрепление и углубление знаний, развитие умений учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию; - совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся; - закрепление и расширение знаний учащихся о тексте, совершенствование навыков конструирования текстов; - овладение общими сведениями о языке в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта; -обеспечение дальнейшего овладения функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования; -обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценного восприятия учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму; -способствование развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.