Аннотация к рабочей программе по природоведению (для 5-6 классов). Пояснительная записка Общие положения Рабочая программа по природоведению для 5-6 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2022. – 310с. Природоведение – интегрированный естественно – научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук. Место в учебном плане Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В 5 классе на изучение материала отводится 68 учебных часов (2 часа в неделю). В 6 классе на изучение материала отводится 68 учебных часов (2 часа в неделю). Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально – личностного отношения к природе и применение практических сведений к повседневной жизни учащимися с нарушением интеллекта. Основными задачами курса «Природоведение» являются: Сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе: Демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой: Формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др. Формирование предметных и общеучебных умений и навыков; Воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; Воспитание социально значимых качеств личности; Формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений); Формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно – гигиенические требования и правила здорового образа жизни. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и коррегируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи и зависимости). Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек». При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов. Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами. При изучении разделов «Растительный мир Земли» и «Животный мир Земли» у учащихся 6 класса углубляются и систематизируются знания, приобретенные ранее в младших классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту. Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков. Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение». Учебно – методический комплекс Класс Название учебника 5 Природоведение 6 Природоведение Авторы Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.. Год издания 2022 2022