Русский язык 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Управление образования администрации Большемуртинского района
МКОУ "Таловская СОШ"
«Рассмотрено»

«Согласовано»

Утверждаю:

на заседании МС школы

зам. директора по УВР

Директор

протокол № ________

МКОУ «Таловская СОШ»

от «___» ________2023г.

______________________

Секретарь МС:
__________Чимова Г.В.

Кутузова Н.М.
«___» ___________ 2023г.

МКОУ «Таловская СОШ»
______________________
Шинкоренко Т.С.
«___» ___________ 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3310292)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 11 класса

Таловка 2023-2024

3

Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «Русский язык» в 10—11 классе по учебнометодическому комплексу авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.
ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными
документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля,
25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6
апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3
июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта,
27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта 2019 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.) с
изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645 о
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая
2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 07.11.2018 г. «Об
утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования:
одобрена 28 июня 2016 г.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 января 2017 г. № 69
«О проведении мониторинга качества образования».
7.СанПин 2.4.2821-10 (редакция 2019 г.)
8. Учебный план МОУ «Харитоновская СОШ» на 2022-2023 учебный год;
Цель реализации программы:
-достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего
школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и
состоянием здоровья.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
– способствовать формированию российской гражданской идентичности обучающихся;
– обеспечить достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования;

4

- создать условия для формирования представлений обучающихся о предметной
области «Русский язык».
Настоящая примерная программа учебного предмета «Русский язык» для 1011 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом содержания примерной основной образовательной программы среднего общего образования и рабочей программы по русскому языку к УМК Л. М. Рыбченковой, О.М.
Александровой, А.Г. Нарушевича и др. «Русский язык» -10-11 классы. Базовый
уровень/ авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др – М.:
«Просвещение», 2020 г.
Место рабочей программы в ООП:
Согласно учебному плану МОУ «Харитоновская СОШ» на 2022-2023 учебный год
на изучение русского языка на уровне среднего общего образования (базовый
уровень) отводится в 10 классе -1 час в неделю, 34 часа в год; в 11 классе- 1 час в
неделю, 34 часа в год.
График контрольных и проверочных работ в 10 классе
№ п/п
Дата
Тема
1.
8 неделя
Входная контрольная работа
2.
3.
4.

22 неделя
30-31 неделя
33 неделя

Контрольная работа по теме «Единицы языка»
Сочинение-рассуждение
Промежуточная аттестация

Вид работы
Стартовый
контроль
Тест
Письменная работа
Тест

График контрольных и проверочных работ в 11 классе
№ п/п
Дата
Тема
1.
4 неделя
Входная контрольная работа
2.

15 неделя

3.

29 неделя

Вид работы
Стартовый
контроль
Контрольная работа по синтаксису и пунктуа- Тест
ции
Промежуточная аттестация
Тест ЕГЭ

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;
– российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;

5

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;

6

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)
при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности

7

(описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы,
конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты,
доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить
ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;

8

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое
единство
при создании
текста
заданного
функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
(в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классах
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка.Язык и общество. Язык и культура.
Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном
мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

9

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и
деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью,
очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка,
доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные
виды сочинений. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия
языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста
с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи.Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

10

Культура видов речевой деятельности ― чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах
общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.
Орфографические
нормы,
пунктуационные
нормы. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Критерии оценивания устного ответа
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его
умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых
понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику,
но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;

11

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Критерии оценивания письменных работ учащихся
Критерии оценивания диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты,
которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Нормы оценивания диктанта
Вид
диктанта
Контрольный

Словарный

«5»
1 негрубая
орфографи
ческая
или 1
негрубая
пунктуационная
ошибка.

0 ошибок

оценка/количество ошибок
«4»
«3»
2 орф. - 2
4 орф. - 4 пункт.
пункт.
или
или
3 орф. - 5 пункт.
1 орф.- 3 пунк
или
т.
0 орф. - 7 пункт.
или
*в 5 классе допуск. при
0 орф.
5 орф. и 4 пункт.
– 4 пункт.
*при 6 орф. и 6 пункт.,
*при 3 орф.
если среди тех и других
ошибках,
имеются однотипные и
если среди
негрубые ошибки.
них есть однотипные.
1-2 ошибки
3-4 ошибки

«2»
7 орф.- 7 пункт.
или
6 орф. - 8 пункт.
или
5 орф.- 9 пункт.
или
8 орф.- 6 пункт.

до 7 ошибок

Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо»
(вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок
следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

12

К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он
ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как;
ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если
ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то
она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное)
слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они
считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не
выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при
выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки
за диктант.
Критерии оценивания сочинений и изложений
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно
излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

13

С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится
за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок —
орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка
«5»

«4»

Основные критерии оценки
содержание и речь
1. Содержание работы полностью соответствует
теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета
1. Содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен
5. Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в
содержании и не более 3—4 речевых недочетов.

грамотность
Допускается:
1 орфографическая,
или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

Допускаются:
2 орфографические
и 2 пунктуационные
ошибки, или
1 орфографическая и
3 пунктуационные
ошибки, или
4 пунктуационные
ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические ошибки

14

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от
темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное
словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в
содержании и 5 речевых недочетов.

«2»

1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей
во всех частях работы, отсутствует связь между ними,
работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и
до 7 речевых недочетов.

Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные
ошибки,
или
3 орфографические
ошибки и 5 пунктуационных ошибок,
или
7 пунктуационных
при отсутствии
орфографических
ошибок
(в 5 классе - 5
орфографических
ошибок и 4 пунктуационные ошибки),
а также 4 грамматические ошибки
Допускаются:
7 орфографических и
7 пунктуационных
ошибок, или
6 орфографических и
8 пунктуационных
ошибок, или
5 орфографических и
9 пунктуационных
ошибок, или
8 орфографических и
6 пунктуационных
ошибок, я также 7
грамматических ошибок.

Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например,
при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3»
ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении
оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной,
если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно
написано удовлетворительно.

15

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях,
приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Критерии оценивания обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но
исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне
грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием
описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного
класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа
возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии

Показатели
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в
1.Новизна реферированного текста.
формулировании нового аспекта выбранной для анализа
Макс. - 20 баллов
проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
2. Степень раскрытия сущности
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
проблемы.
- умение работать с литературой, систематизировать и
Макс. - 30 баллов
структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по
рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
- круг, полнота использования литературных источников по
3. Обоснованность выбора источнипроблеме;
ков.
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные
Макс. - 20 баллов
публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформ- - правильное оформление ссылок на используемую литералению. Макс. - 15 баллов
туру;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом про-

16

блемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок,
стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

5. Грамотность.
Макс. - 15 баллов

Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 50 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала
Критерии оценивания презентаций учащихся
Оценка
Содержание

5
Работа полностью завершена

Работа демонстрирует
глубокое понимание описываемых
процессов

Даны интересные
дискуссионные
материалы.
Грамотно используется научная
лексика

Ученик предлагает собственную
интерпретацию
или развитие

4

3

2

Почти полностью сделаны
наиболее важные компоненты работы
Работа демонстрирует
понимание
основных моментов, хотя
некоторые детали не уточняются
Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но
иногда не корректно.

Не все важнейшие компоненты работы выполнены

Работа сделана
фрагментарно и с
помощью учителя

Работа демонстрирует
понимание, но
неполное

Работа демонстрирует минимальное
понимание

Ученик в большинстве случаев предлагает
собственную

Дискуссионные
материалы
есть в наличии,
но не способствуют
пониманию
проблемы. Научная терминология или используется
мало или используется некорректно.
Ученик иногда
предлагает
свою интерпретацию

Минимум дискуссионных
материалов. Минимум научных
терминов

Интерпретация
ограничена или
беспочвенна

17

Дизайн

темы (обобщения,
приложения,
аналогии)
Везде, где
возможно выбирается более
эффективный
и/или сложный
процесс
Дизайн логичен
и очевиден
Имеются постоянные элементы
дизайна. Дизайн
подчеркивает содержание.
Все параметры
шрифта хорошо
подобраны (текст
хорошо читается)

Графика

Грамотность

Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает
содержание
Нет ошибок: ни
грамматических,
ни синтаксических

«5»- верно выполнено
«4»- верно выполнено
«3»- верно выполнено
«2»- верно выполнено

интерпретацию
или развитие
темы
Почти везде
выбирается более эффективный процесс
Дизайн есть

Ученику нужна
Ученик может
помощь в выбо- работать только
ре эффективного под руководпроцесса
ством учителя
Дизайн не ясен

Графика соответствует содержанию

Дизайн случайный
Нет постоянных
элементов дизайна. Дизайн
может и не соответствовать содержанию.
Параметры
шрифта недостаточно хорошо
подобраны,
могут мешать
восприятию
Графика мало
соответствует
содержанию

Минимальное
количество
ошибок

Есть ошибки,
мешающие
восприятию

Много ошибок,
делающих материал трудночитаемым

Имеются постоянные
элементы дизайна. Дизайн
соответствует
содержанию.
Параметры
шрифта подобраны. Шрифт
читаем.

Элементы дизайна мешают содержанию,
накладываясь на
него.
Параметры не
подобраны. Делают текст трудночитаемым
Графика не соответствует содержанию

Критерии оценки за тест
более 90% заданий;
более 70- 89 % заданий;
более 51- 69 % заданий;
50% и менее.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА
РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 И 11 КЛАССЕ (базовый уровень)
Курс русского языка в 10 классе предусматривает изучение следующих
разделов:
• Язык как знаковая система и общественное явление.
• Язык и общество.
• Язык и речь. Культура речи.
• Речь. Речевое общение.
• Текст. Виды его преобразования.
• Повторение.
Курс русского языка в 11 классе предусматривает изучение следующих

18

разделов:
• Язык как знаковая система и общественное явление.
• Язык и речь. Культура речи.
• Функциональная стилистика и культура речи.
• Повторение.
Тематическое планирование, 10класс
№
п/п

Номер Тема урока
Дата прове- Фактическая
по
дения
дата
темам
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (9 ЧАСОВ)
1

1

Язык как знаковая система. Основные функции
языка
2
2
Лингвистика как наука. Русский язык как
объект научного изучения
3-4
3-4
Язык и культура
5
5
Русский язык в Российской Федерации
6
6
Формы существования русского национального языка
7
7
Словари русского языка
8
8
Входная контрольная работа
9
9
Анализ контрольной работы
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 часов)

1 неделя

10
11
1213
14

1
2
3-4

10 неделя
11 неделя
12-13 неделя

1516
17

6-7

5

Единицы языка. Уровни языковой системы
Фонетика. Орфоэпические нормы
Лексикология и фразеология. Лексические
нормы
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.
Морфология. Морфологические нормы.

8

2 неделя
3-4неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя

14 неделя
15-16 неделя

Орфографические нормы. Принципы русской
орфографии.
18
9
Правописание гласных в корне.
19
10
Правописание приставок. Буквы И и Ы после
приставок
20
11
Правописание н и нн в словах различных частей речи
21
12
Правописание не и ни, правописание предлогов, союзов, частиц.
22
13
Контрольная работа по теме «Единицы языка»
23
14
Анализ контрольной работы
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (2 часа)

17 неделя

24
25

24 неделя
25 неделя

1
2

Язык и речь. Речевое общение.
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
ТЕКСТ. ВИДЫ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (6 ЧАСОВ)

18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя

19

26
27

1
2

Признаки текста
Информационная переработка текста. План.
Тезисы. Конспект.
28
3
Реферат. Аннотация
29
4
Оценка текста. Рецензия
30
5
Сочинение-рассуждение
31
6
Сочинение-рассуждение
ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)

26 неделя
27 неделя

32
33
34

32 неделя
33 неделя
34 неделя
Общее количество часов: 34

1
2
3

Повторение изученного в 10 классе
Промежуточная аттестация
Анализ контрольной работы

28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ , 11 КЛАСС
№ Номер по Тема урока
Количество
п/п темам
часов
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (5 часов)
1
1
Повторение изученного в 10 классе
2- 2-3
Русский язык в современном мире. Экология
3
языка.
4
4
Входная контрольная работа
5
5
Анализ контрольной работы
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 часов)
6
7

1 неделя
2-3 неделя
4 неделя
5 неделя

1
2

Синтаксис. Синтаксические нормы
6 неделя
Пунктуационные нормы. Знаки препинания и
7 неделя
их функции в письменной речи.
8
3
Знаки препинания в предложениях с однород8 неделя
ными членами.
9
4
Знаки препинания в предложениях с обособ9 неделя
ленными членами
10 5
Знаки препинания в предложениях с вводными 10 неделя
конструкциями
11 6
Знаки препинания в сложносочинённомпред11 неделя
ложениях
12 7
Знаки препинания в сложноподчинённом пред- 12 неделя
ложении
13 8
Знаки препинания в бессоюзном сложном
13 неделя
предложении
14 9
Знаки препинания в сложном предложении с
14 неделя
разными видами связи
15 10
Контрольная работа по синтаксису и пунктуа15 неделя
ции
16 11
Анализ контрольной работы
16 неделя
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 часов)
17- 1
18
19 2
20 3

Понятие о функциональной стилистике и стилистической норме русского языка
Разговорная речь
Научный стиль

17-18 неделя
19 неделя
20 неделя

Фактическая
дата

20

21
22

4
5

Официально-деловой стиль
Публицистический стиль. Жанры публицистики.
Интервью
Очерк
Язык рекламы
Культура публичной речи
Язык художественной литературы

21 неделя
22 неделя

23 6
24 7
25 8
26 9
27- 10-11
28
29 12
Промежуточная аттестация
30 13
Анализ контрольной работы
ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)

23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27-28 неделя

31- 1-2
32
33 3
34 4

31-32 неделя
33 неделя
34 неделя
Общее количество часов: 34.

Повторение изученного в 10-11 классах.
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ

29 неделя
30 неделя

Литература
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник
для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2020.
2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков,
Л.А.Чешко
3.Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И.Власенкова И.В.Золотарева, Л.Д.Дмитриева, М.»ВАКО»,2008 г.
Дополнительная литература
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.
Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.,
«Просвещение»,2010
2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО
«ТИД «Русское слово – РС», 2008
3. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку.
10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010
4. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009
5. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009
6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.:
«Русское слово», 2005.
7. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».