МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Красноярского края Управление образования администрации Большемуртинского района МКОУ "Таловская СОШ" «Рассмотрено» «Согласовано» Утверждаю: на заседании МС школы зам. директора по УВР Директор протокол № ________ МКОУ «Таловская СОШ» от «___» ________2023г. ______________________ Секретарь МС: __________Чимова Г.В. Кутузова Н.М. МКОУ «Таловская СОШ» ______________________ Шинкоренко Т.С. «___» ___________ 2023г. «___» ___________ 2023г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3310292) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 8 класса Таловка 2023-2024 Пояснительная записка • Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 3.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". 4. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», (под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание) Рабочая программа по русскому языку 8 класса VIII вида составлена на основе: Учебник «Русский язык» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. / Сост. Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Допущено Министерством образования РФ, Москва «Просвещение» 2012г. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения грамматики и правописания у школьников, обучающихся по специальной программе (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Содержание обучения имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями в процессе овладения письмом и развитием речи. В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Изучается состав слова, формируются навыки правописания. Изучаются части речи для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.Изучение предложений необходимо для формирования у школьников навыков построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи. Прививаются навыки делового письма.Изучение русского языка должно содействовать развитию логического мышления учащихся, выработке у них навыков работы с книгой, самостоятельному пополнению знаний, совершенствованию навыков правильного, осознанного, выразительного чтения. Программа построена с учётом принципов системности, доступности и преемственности между классами и разделами курса. Данная программа 2 • • содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, словообразования, морфемики, синтаксиса и пунктуации. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности при проведении различных разборов, а так же для выработки навыков самоконтроля. Прочные и осознанные навыки вырабатываются в постоянно осуществляемой системе тренировочных упражнений. Цели и задачи преподавания русского языка по программе 8 класса VIII вида. Цель преподавания письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида осуществить разностороннее развитие личности учащихся, способствовать их умственному развитию, обеспечивать гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое развитие. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. При обучении письму и развитию речи осуществляются задачи, решаемые в предыдущих классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Задачи преподавания русского языка: - дать учащимся определённый круг знаний по русскому языку; - выработать умение, применять полученные знания на практике; - сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки в пределах программных требований; - сформировать умение и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся. Учебно – методический комплект. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы в двух сборниках; под ред. Воронковой В.В: Сб.1. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2011г. Учебник «Русский язык» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. / Сост. Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Допущено Министерством образования РФ, Москва «Просвещение» 2012г. Место предмета в учебном плане. Согласно Федеральному базисному учебному плану школы данная рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 8 классе по VІІІ виду по русскому языку отводится 136 часов, в неделю 4 часа. Результаты обучения. Метапредметные результаты: - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы. Личностные результаты: - осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие русского языка как явления национальной культуры; - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; 3 - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Предметные результаты: -овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; - умение проверять написанное; - умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, - умение проверять написанное; - умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, предложение с однородными членами предложения; Методы и приемы обучения. Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический, методы контроля. Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы, написание диктантов с грамматическим заданием, словарных диктантов. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель. Контроль осуществляется по завершению изучения темы. Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут или 45 минут на написание диктанта с грамматическим заданием. Система оценивания. Оценка устных ответов. Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Оценка письменных работ. К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, 4 грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5 – 9 классах – диктанты. Для грамматического разбора следует использовать задания на опознания орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификация слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико – орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст для диктанта может быть связанным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45 – 50 слов, в 6 – 65 – 70, в 7 – 9 – 75 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: 5 – 9 классы Оценка «5» ставится за работу без ошибок. Оценка «4» ставится за работу с одной – двумя ошибками. Оценка «3» ставится за работу с тремя – пятью ошибками. Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь ошибок. В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается; б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. 5 При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами: Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления. Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий. Изложения и сочинения. Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии. С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В 4 – 5 классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20 – 45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в 6 – 7 классах – 45 – 70 слов, в 8 – 9 классах 70 – 100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в 8 – 9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися. При оценке изложений и сочинений выводится одна оценка. Оценка «5» ставится за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна – две орфографические ошибки. Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются три – четыре орфографические ошибки. Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя – тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью – шестью орфографическими ошибками. Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырех ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок. Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения. 6 Словарные диктанты 1. Повторение. 9 часов - 1 - - - 1 2. Состав слова. 21 час 2 1 1 1 - - 3. 22 часа 1 - - 1 1 - 19 часов 1 1 - 1 1 - 5. Части речи. Текст. Имя существительное. Части речи. Имя прилагательное. Части речи. Местоимение. 21 час 1 - - 1 1 - 6. Части речи. Глагол. 22 час 2 - - - 1 1 7. Части речи. Наречие. 14 часов 1 - - 1 - - 8. Предложение. Текст. 6 часов 1 - - - - - 9. Повторение. 3 часа - - - - - - 136 часов 7 3 1 5 4 1 4. Итого Тесты Сочинения Количество часов Примерная Рабочая или авторская программа программа Изложения Разделы, темы курса Диктанты № п/п Контрольное списывание Учебно – тематический план. Содержание предмета. № Тема раздела 1. Повторение. Количество часов 9 часов 2. Состав слова. 21 час Содержание темы Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Знаки препинания при обращении. Корень. Однокоренные слова. Приставка, суффикс, окончание. Разбор слова по составу. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без них. 7 3. Части речи. Текст. Имя существительное. 22 часа 4. Части речи. Имя прилагательное. 19 часов 5. Части речи. Местоимение. 21 час 6. Части речи. Глагол. 21 час 7. Части речи. Наречие. 14 часов 8. Предложение. Текст. 6 часов Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Несклоняемые существительные. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Значение глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числа (спряжение). Различение окончаний глаголов І и ІІ спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов І и ІІ спряжения. Наречие как часть речи. Наречие изменяемая часть речи. Значение наречий в речи. Образование наречий от прилагательных. Наречия противоположные и близкие по значению. Наречия, отвечающие на вопрос как? Где? Когда? Куда? Откуда? Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных распространенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении. 8 9. Повторение. 3 часа Программные требования по русскому языку 8 класс VІІІ вид. УМЕТЬ: • писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения; • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; • различать части речи; • строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; • писать изложение и сочинение; • Оформлять деловые бумаги; • Пользоваться словарем; ЗНАТЬ: • Название частей речи, их значение; • Наиболее распространенные правила написания слов. Учебно – методический комплекс. 1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. 2. Учебник «Русский язык» 8 кл. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской- изд. «Просвещение», 2012г. 3. Методические материалы: ➢ Е.П.Плешакова Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, Волгоград, 2009 г.; 4. Коррекционные упражнения: ➢ Работа по карточкам. ➢ Упражнение на развитие мелкой моторики рук: зарисовки силуэтов в разном направлении, штрихованными линиями» ➢ Речевые разминки ➢ Упражнения для обучения детей приёмам саморасслабления – «Кулачки», «Кораблик» и др. ➢ Упражнения для успокоения детей «Найди и промолчи», «Холодно –горячо» «Право-лево» -ориентировка в пространстве, «Найди рифму» и др. 9 ➢ Наглядные пособия. Опоры, схемы. 5. Энциклопедия для школьников. Занимательный русский язык, Москва, «РОСМЭН», 2007 Программно – методическое обеспечение. 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 класс М. Просвещение 2011г. 2. Учебник Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовской«Русский язык» 8 класс М. Просвещение 2012 г. Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 3. Различные виды словарей. Разделы программы по русскому языку 8 класса VІІІ вида. №п/п Разделы, темы курса Количество часов 1. Повторение за 7 класс 9 2. 3. Состав слова. Части речи. Текст. Имя существительное. Части речи. Имя прилагательное. Части речи. Местоимение. Части речи. Глагол. Части речи. Наречие. Предложение. Текст. Повторение. Итого: 21 22 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 19 21 21 14 6 3 136 Календарно-тематический план. № урока Тема урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Простые и сложные предложения. Составление сложных предложений. Выделение однородных членов из предложения. Использование однородных членов в предложении. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в предложениях. Предложение. Закрепление знаний. 8. 9. Контрольное списывание по теме «Предложение. Текст». Анализ ошибок. Состав слова. Текст. 10. Корень. Однокоренные слова. Приставка, суффикс, окончание. 11. Характеристика основных видов деятельности учащихся при освоении предмета В результате изучения темы учащиеся должны знать простые и сложные предложения Уметь определять грамматическую основу, строить схемы предложений, иметь представление об обращении, научиться применять полученные знания на практике. Метапредметные, личностные результаты обучения, УУД Виды контроля и обратной связи Метапредметные результаты: - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы. Схемы, опоры. Схемы. Схемы. Схемы. Контрольное списывание. В результате изучения темы учащиеся должны знать морфемный разбор, Метапредметные результаты: - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения 11 Учебное Оборудование Контроль ные вопросы и задания. Текст для контроль ного списыва ния. Схемы. 12. Разбор слова по составу. 13. Проверка орфограмм в корне. Нахождение орфограмм в корне и их проверка. Нахождение орфограмм в корне и их проверка. Правописание приставок. Орфограммы в корне и приставке. Текст. Составление плана текста. Сложные слова с соединительными гласными о, е. Сложные слова без соединительной гласной. Сложные слова с соединительной гласной и без нее. Состав слова. Закрепление знаний. Р. Р. Изложение «Воронёнок Карлуха». 14. 15. 16. 17. 18. 19 20. 21. 22. 23. 24. 25. Работа над ошибками. уметь разбирать слово по составу, составлять план текста, иметь представление о правописании сложных слов. учебных задач; - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы. Личностные результаты: - осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие русского языка как явления национальной культуры; - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. В результате изучения темы учащиеся должны знать морфемный разбор, уметь разбирать слово по составу, составлять план текста, иметь представление о правописании сложных Опоры. Схема. Изложение 12 Текст изложе ния. 26. Р.Р. Устное описание картины «В сельской библиотеке». 27. Словарный диктант. 28. Состав слова. Закрепление знаний. 29. 30. Диктант по теме «Состав слова» Работа над ошибками. 31. Различение частей речи. 32. Значение существительных в речи. Существительные, близкие по значению. Род, число и падеж существительных. Определение склонения существительных. Ударные и безударные окончания существительных. Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения. 33. 34. 35. 36. 37. слов. Сочинение. Репродук ция картины И.В.Шева ндроно вой «В сельской библиотеке» Словарный диктант. Диктант. В результате изучения темы учащиеся должны знать часть речи – имя существительное, уметь определять склонение имен существительных, правильно писать падежные окончания, иметь представление об изменении существительных по числам. Метапредметные результаты: - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы. Личностные результаты: - осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие русского языка как явления национальной культуры; 13 Контроль ные вопросы и задания. Текст диктанта. Схема. Схема. 38. 39. 40. 41. 42 43 44. 45. 46. 47. Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе. Изменение по падежам существительных во множественном числе. Р.Р. Изложение по вопросам. Работа над ошибками. Словарный диктант. Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе. Падежные окончания существительных во множественном числе. Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. В результате изучения темы учащиеся должны знать часть речи – имя существительное, уметь определять склонение имен существительных, правильно писать падежные окончания, иметь представление об изменении существительных по числам. Схема. Схема. Изложение. Словарный диктант. Предметные результаты: -овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; - умение проверять написанное; - умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать 14 Текст изложе ния. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. Окончания родительного падежа существительных во множественном числе. Склонение существительных Закрепление знаний. Существительное. Закрепление знаний. Диктант по теме «Имя существительное» Работа над ошибками. Значение прилагательных в речи. Прилагательные, близкие по значению. Словосочетания с прилагательными. Род и число прилагательных. Изменение окончаний прилагательных по вопросам. Постановка вопросов к прилагательным. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста. В результате изучения темы учащиеся должны знать часть речи – имя существительное, уметь определять склонение имен существительных, правильно писать падежные окончания, иметь представление об изменении существительных по числам. такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, - умение проверять написанное; - умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, предложение с однородными членами предложения. Диктант. Работа над ошибками В результате изучения темы учащиеся должны знать часть речи – имя прилагательное, уметь определять род, число, падеж прилагательных, правильно писать окончания, иметь представление об изменении прилагательных по числам. Метапредметные результаты: - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы. Личностные результаты: - осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие русского языка как явления национальной культуры; - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; 15 Схема. Тексты, планы. Контроль ные вопросы и задания. Текст диктанта. 61. 62. 63. 64. 65 66. 67 68. Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе. Изменение прилагательных во множественном числе по падежам. Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе. Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе. Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе. Склонение прилагательных. Закрепление знаний. 69. Прилагательное. Закрепление знаний. 70. Диктант по теме ««Имя прилагательное». - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Предметные результаты: -овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; - умение проверять написанное; - умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, - умение проверять написанное; - умение находить, сравнивать, 16 Тест. Диктант. Контроль ные вопросы и задания. Тест по теме «Имя прилагате льное» Текст диктанта. 71. Работа над ошибками. 72. Значение местоимений в речи. Различение местоимений по лицам и числам. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица единственного числа. Склонение местоимения 1-го лица единственного числа. Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа. Склонение местоимения 1-го лица множественного числа. Склонение местоимений 1-го лица единственного и множественного числа. Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа. классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, предложение с однородными членами предложения. В результате изучения темы учащиеся должны знать часть речи личные местоимения, уметь определять склонение, лицо личных местоимений. Метапредметные результаты: - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы. Личностные результаты: - осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие русского языка как явления национальной культуры; - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 17 Таблица «Лицо и число местоиме ний» 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. Склонение местоимения 2-го лица единственного числа. Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа. Склонение местоимения 2-го лица множественного числа. Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного числа. Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица единственного числа. Склонение местоимений 3-го лица единственного числа. Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного числа. Склонение местоимения 3-го лица множественного числа. Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимение. Закрепление знаний. Словарный диктант. В результате изучения темы учащиеся должны знать часть речи личные местоимения, уметь определять склонение, лицо личных местоимений. Предметные результаты: -овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; - умение проверять написанное; - умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, - умение проверять написанное; - умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, предложение с однородными членами предложения. Словарный диктант. 18 90. Местоимение. Закрепление знаний. 91. Диктант по теме «Части речи. Местоимение». Работа над ошибками. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. Диктант. Тест. Значение глаголов в речи. Глаголы, близкие по значению. Частица не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам и числам. Знакомство с глаголами 1-го лица. Постановка вопросов к глаголам 1-го лица. Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа. Знакомство с глаголами 2-го лица. Постановка вопросов к глаголам 2-го лица. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. В результате изучения темы учащиеся должны знать часть речи – глагол, о правописании не с глаголом, уметь определять форму глагола, лицо, число, иметь представление об изменении глаголов по лицам, числам, временам. Метапредметные результаты: - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы. Личностные результаты: - осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие русского языка как явления национальной культуры; - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; 19 Контроль ные вопросы и задания. Текст диктанта. Тест «Местои мение» 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111 Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного числа. Знакомство с глаголами 3-го лица. Постановка вопросов к глаголам 3-го лица. Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа. Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться. Различение глаголов по лицам и числам. Глагол. Закрепление знаний. 113. Контрольное списывание по теме «Глагол». Работа над ошибками. 114. Наречие как часть речи. 112. - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Предметные результаты: -овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; - умение проверять написанное; - умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, - умение проверять написанное; - умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, предложение с однородными членами предложения. 20 Контрольное списывание Тест. Контроль ные вопросы и задания. Текст диктанта. Тест по теме «Глагол» 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. Наречие – неизменяемая часть речи. Значение наречий в речи. Образование наречий от прилагательных. Наречия, противоположные и близкие по значению. Наречия, отвечающие на вопрос как? Наречия, отвечающие на вопрос где? Наречия, отвечающие на вопрос когда? Наречия, отвечающие на вопрос куда? Откуда? Постановка вопросов к наречиям. Подбор наречий с опорой на вопросы. Наречие. Закрепление знаний. Словарный диктант. В результате изучения темы учащиеся должны знать часть речи наречие, уметь ставить вопросы к наречию, иметь представление о наречиях противоположных и близких по значению. Метапредметные результаты: - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы. Словарный диктант. Диктант по теме «Наречие». Работа над ошибками. Диктант. Простое предложение с однородными членами. Распространение предложений однородными членами. Схема. В результате изучения темы учащиеся должны знать простые и сложные предложения. 21 Контроль ные вопросы и задания. Текст диктанта. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. Сложное предложение без союзов. Сложные предложения с союзами и, а, но. Составление сложных предложений с союзами и, а, но. Сравнение простых и сложных предложений. Распространение простых и сложных предложений. Предложение. Закрепление знаний. Обобщающий урок по теме «Сложное предложение». Повторение. Состав слова. Повторение. Части слова. Повторение. Предложение. Уметь определять грамматическую основу, строить схемы предложений, иметь представление о союзах и, а, но в сложном предложении, научиться применять полученные знания на практике Личностные результаты: - осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие русского языка как явления национальной культуры; - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Обобщающий урок Обобщить полученные знания за курс 8 класса. 22 Контроль ные вопросы и задания. Текст работы