Родной русский язык 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Управление образования администрации Большемуртинского района
МКОУ "Таловская СОШ"
«Рассмотрено»

«Согласовано»

Утверждаю:

на заседании МС школы

зам. директора по УВР

Директор

протокол № ________

МКОУ «Таловская СОШ»

от «___» ________2023г.

______________________

Секретарь МС:

Кутузова Н.М.

__________Чимова Г.В.

МКОУ «Таловская СОШ»
______________________
Шинкоренко Т.С.

«___» ___________ 2023г.

«___» ___________ 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3310292)
учебного предмета «Русский родной язык»
для обучающихся 6 класса

Таловка 2023-2024

3

1.4.овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую
тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических
средств и информационных технологий;
1.5.способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
1.6.способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
1.7.умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом.
2. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.).
3. Коммуникативно-целесообразное
взаимодействие
с
окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при
создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии языка:
- соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка;
- соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка;
- соблюдение основных норм русского речевого этикета;
- соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного
языка;
- соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного
языки.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации).

4

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
В курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:











воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к
родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию
родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации
родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают
его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных
нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка
и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам
русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование
преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур
народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине
мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственноинтеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует
воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и
мира.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА 8 ч.
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное
своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.
Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не
свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения
хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др.
Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

5

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.
Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной
лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные
неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы
фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических
событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. –
информация о традиционной русской грамотности и др.).
КУЛЬТУРА РЕЧИ 13 ч.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚
устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм;
заимствованных слов: ударение в форме род. п. мн. ч. существительных; ударение в
кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах
глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего
времени м. р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и
др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий
географических объектов; им. п. мн. ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора,
договоры); род. п. мн. ч. существительных м. и ср. р. с нулевым окончанием и окончанием
–ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род. п. мн. ч. существительных ж. р. на
–ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв. п. мн. ч. существительных III склонения;
род. п. ед. ч. существительных м. р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚
порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы
имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения
(в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного
(красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности –
неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями
окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов,
профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах
сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен
– медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен
существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках.
Речевой этикет.

6

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость,
использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения,
позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий
этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы.
Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца
общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы
благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ 13 ч.
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы
работы.
Текст как единица языка и речи.
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный
ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного
ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного
сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила
создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название темы

1

Язык и культура

2

Культура речи

Количество часов
Из них
Примерная
Рабочая
Модуль рабочей программы воспитания
Р. р.
программа программа
«Школьный урок»
9
8
-День знаний
1
-День окончания Второй мировой войны.
- День солидарности в борьбе с терроризмом
- 205 лет со дня рождения писателя Алексея
Константиновича Толстого(1817-1875)
-Международный день распространения грамотности.
-210 лет со дня Бородинского сражения
- 165 лет со дня рождения русского учёного, писателя
Константина Эдуардовича Циолковского( 1857-1935)
13
13
- 130 лет со дня рождения поэтессы, прозаика,
1
драматурга Марины Ивановны Цветаевой ( 1892-1941)
-135лет со дня рождения поэта,драматурга,переводчика
Самуила Яковлевича Маршака ( 1887- 1964)
-День окончания Второй мировой войны.
- День солидарности в борьбе с терроризмом
-Международный день распространения грамотности.
-170 лет со дня рождения писателя, драматурга
Дмитрия Наркисовича Мамина - Сибиряка
- 190 лет со дня рождения основателя Третьяковской
галерии Павла Михайловича Третьякова ( 1832- 1898)
- День добровольца (волонтёра) в России
-День Героев Отечества

Вн.
чт.
-

К. р.

-

-

-

8

3

Речь. Речевая деятельность.
Текст.

15

13

Итого:

37

34

- День защиты детей
- Международный День семьи
- День молодёжи
- День семьи, любви и верности
- День физкультурника
- День государственного флага Российской Федерации
-80 летие со дня победы советских войск над немецкой
армией в битве под Курском в 1943 году
-День российского кино

2

-

-

4

-

-

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоандреевская школа имени полного кавалера ордена Славы
Осипова Василия Алексеевича» Симферопольского района Республики Крым
ул. Школьная, 6А, с. Новоандреевка, Симферопольский район, РК, 297511
e-mail: school_simferopolsiy-rayon21@crimeaedu.ru
ОКПО 00797278, ОГРН 1159102007822, ИНН/КПП 9109008321/910901001

СОГЛАСОВАНО

Приложение№ 112

Заместитель директора по УВР
________________

к Рабочей программе учителя

Л. Н. Кравец

утвержденной приказом по школе

«____» августа 2022 г.

от ___.08.2022 № _______

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета «Родной язык(русский)»
Класс: 6-К
Учитель: Калмыкова Маргарита Викторовна
Учебный год – 2022/2023 учебный год

Новоандреевка, 2022

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс 1 час в неделю, 34 часа в год.
№ п/п
по
плану
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.

18.

19.
20.
21.

22.
23.
24.

№ п/п
по
факту

Тема урока
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА 8 ч.
Краткая история русского литературного языка
Диалекты как часть народной культуры
Лексические заимствования
Особенности освоения иноязычной лексики
Современные неологизмы
Отражение во фразеологии истории и культуры
народа
Современные фразеологизмы
Р.Р.1
«Сочинение
с
использованием
фразеологизмов».
КУЛЬТУРА РЕЧИ 13 ч.
Основные орфоэпические нормы 2ч.
Стилистические особенности произношения и
ударения
Нормы произношения отдельных грамматических
норм
Основные лексические нормы 3ч.
Синонимы и точность речи
Антонимы и точность речи
Лексические омонимы и точность речи
Основные грамматические нормы 5ч.
Особенности склонения имён собственных
Нормы употребления имён существительных
Нормы употребления имён прилагательных,
числительных,
местоимений
Нормы употребления имён прилагательных,
числительных,
местоимений
Р.Р.2 Устное сочинение «Волшебные слова в
моей жизни».
Речевой этикет 3ч.
Принципы этикетного общения
Речевой этикет
Орфографический и пунктуационный практикум
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ 13 ч.
Язык и речь. Виды речевой деятельности 6ч.
Эффективные приемы чтения
Р.Р.3
Публицистический
стиль.
Устное
выступление.
Орфографический и пунктуационный практикум

Дата
по
плану

01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10

27.10
10.11

17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12

29.12

12.01

19.01
26.01
02.02

09.02
16.02
02.03

Дата
по
факту

3

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Этапы работы с текстом
Р.Р.4 Написание сочинения-описание внешность
человека «Моя мама».
Орфографический и пунктуационный практикум
Текст как единица языка и речи 3ч.
Тематическое единство текста
Тексты описательного типа
Орфографический и пунктуационный практикум
Функциональные разновидности языка 4ч.
Разговорная речь. Рассказ о событии
Научный стиль. Словарная статья
Научное сообщение
Устный ответ

09.03
16.03
30.03
06.04
13.04
20.04
27.04
04.05
11.05
18.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».