1.6. Основные принципы для разработки рабочих программ по учебным предметам: преемственность содержания и технологий обучения учащихся по годам и ступеням образования в школе; оптимальное распределение учебного материала по годам обучения, обеспечивающее достижение требований федеральных государственных образовательных стандартов на каждой ступени общего образования; 1.7. Функции рабочей программы: нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; 1. Порядок разработки рабочих программ по учебным предметам Исходными документами для составления рабочей программы являются: Закон «Об образовании» в РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004; Федеральный базисный учебный план для общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004; Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 253 от 31 марта 2014 г.; Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»; 2 Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету (базовый уровень) для 10-11 классов, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07 2005 №031263; авторские программы, опубликованные в учебно-методических комплексах различных систем обучения. 2. Технология разработки рабочей программы 3.1. Решение о разработке рабочих программ по учебным предметам (курсам по выбору, элективам, курсам дополнительного образования) вводится в действие приказом директора МКОУ «Таловская СОШ». После вступления в силу приказа директора каждый педагог разрабатывает рабочую программу по своему предмету, на основе технологии, предусмотренной Положением о рабочей программе. 3.2. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, курсу дополнительного образования) на учебный год 3.3. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области). 3.4. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения (данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения). 4. Структура рабочей программы 4.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: 1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка: общая характеристика предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; и т.д по п.4.3 3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. 4. .Содержание учебного предмета. 5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 3 6. Описание учебн –методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса. 7. Распределение учебных часов по четвертям 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета. 4.2. Титульный лист – структурный элемент программы, который должен содержать: Наименование образовательного учреждения Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения Название курса для изучения, которого написана программа Срок реализации программы Ф.И.О. учителя (с указанием стажа работы, кв.категории) Год составления программы. Приложение 1 4.3. Пояснительная записка – структурный элемент программы, поясняющий на основании, в соответствии и с учетом каких документов составлена программа. Пояснительная записка включает: -общую характеристику предмета; -место учебного предмета в базисном учебном плане; -цели и задачи; - методы и формы решения поставленных задач -ценностные ориентиры; -формы контроля В Пояснительной записке должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовка учащихся должны быть четко обоснованы. 4.4. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса, составленный на основании ФГОСа (федерального государственного образовательного стандарта), действующего на момент составления Программы. 9. Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия), основные виды учебной деятельности. 4.5. Составляется в виде таблиц в зависимости от особенностей предмета (см Приложение № 2 ). 4 4.6. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы (см. Приложение 3). 4.7. Список литературы – структурный элемент программы, включающий перечень литературы, используемой автором и учащимися при реализации Программы. 5. Оформление рабочей программы 5.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал одинарный. Страницы нумеруются. 5.2.Титульный лист считается первым, но не нумеруется (см. Приложение 1). Вверху титульного листа указывается наименование ОУ. В центре титульного листа размещается название учебного предмета, класс и тип класса. В правом верхнем углу запись «Утверждена приказом руководителя образовательного учреждения (№ и дата приказа, подпись, расшифровка подписи)». В правом нижнем углу должна находиться запись «Составил. Фамилия, имя, отчество учителя. Число, месяц, год». Внизу титульного листа год составления программы. 5.3.Пояснительная записка составляется в соответствии со следующими требованиями: Указывается название программы, на основе которой составлена рабочая программа, на сколько часов она рассчитана, каким учебником подкрепляется, уровень программы - стандарт/профиль; для каких учащихся составлена (опираясь на реальные недостатки в обученности - результат обучения); какой УМК учителя и учащегося будет использован. 5.4. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы (см. Приложение 3). Обязательными элементами таблицы являются: № п/п урока (занятия) в системе всего курса; дата (запланированная и фактическая); тема раздела курс; тема урока (занятия); тип урока; оборудование (наглядность) с обязательным указанием ЦОРов (цифровых образовательных ресурсов); Необходимым элементом КТП является столбец «тип урока», в котором будут указаны уроки с применением современных технологий и методов: ИКТ, проектное обучение (урок представления и защиты проектов), ИОСО, исследовательских методов; другие нестандартные уроки. 5.5. Список литературы строится с указанием города и названия издательства, года 6. Утверждение рабочей программы 5 6.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения. 6.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: 6.3. Рассмотрение (обсуждение и принятие) Программы на заседании предметного методического объединения или методического совета образовательного учреждения. Результаты рассмотрения заносятся в протокол. 6.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе по итогам рассмотрения календарно-тематического планирования на заседании методического объединения, согласовывает, заполняя сведения по таблице (приложение 5). Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов, согласование (получение экспертного заключения) у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. 6.5. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. 6.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора или руководителем ШМО, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.. 6.7. Рабочие программы учебных предметов могут корректироваться перед началом нового учебного года. Основаниями для внесения изменений в рабочие программы учебных предметов могут быть следующие обстоятельства: изменение часов учебного плана, отводимых для изучения предмета; изменение федеральных государственных образовательных стандартов; недостаточный уровень достижения требований федеральных государственных образовательных стандартов на различных ступенях обучения в школе; переход на другую систему обучения в начальной и основной школе, открытие профильных классов на старшей ступени обучения. Решение о внесении изменений в рабочие программы учебных предметов принимает методический совет МКОУ «Таловская СОШ» по ходатайству руководителей методических объединений или завуча по учебно-воспитательной работе. Коррективы в рабочие программы учебных предметов вносятся не позднее 15 сентября текущего года. 7. Периодичность проверки рабочей программы 6 Проверка рабочей программы осуществляется 2 раза в год: в сентябре и январе. Педагогический работник представляет рабочую программу на заседании школьного методического объединения учителей, решение о рассмотрении и замечаниях заносится в протокол методического объединения. Заседания методических объединений проводятся до 15 сентября и до 20 января. Педагогический работник после рассмотрения на заседании методического объединения обязан сдать на согласование рабочую программу на бумажном носителе) и на электронном носителе заместителю директора по учебно-воспитательной работе на 1 полугодие не позднее 20 сентября и на 2 полугодие не позднее 25 января. 10. Заключительные положения 8.1. Изменения в данное положение вносятся по решению директора соответствующим приказом. Ходатайствовать об изменении данного положения имеют право завуч, педагогический совет, школьные методические объединения. 8.2. С данным положением педагоги и руководящие работники школы знакомятся под роспись и путем размещения положения на информационном стенде и сайте школы. 7 Приложение 1ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (образец) МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (полное название образовательного учреждения) «ТАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Рассмотрено Согласовано Утвеждаю РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ____________________________________________________________________________ (наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля) в_______классе на __________ уч.год ______________________________ (Ф.И.О. учителя-разработчика) Стаж Кв. категоря 20__г. 8 Приложение 2 Варианты табличного представления учебно-тематического планирования Вариант 1 № п/п 1. Наименование разделов и тем Всего часов Виды д-ти учащихся В нижней части таблицы часы суммируются Итого Вариант 2 № п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов Теоретические Виды д-ти учащихся практические 1. В нижней части таблицы часы суммируются Итого 9 Приложение 3 Варианты табличного представления календарно-тематического плана Вариант 1(для математики, русского языка, литературы) № Тема урока Тип п/п урока Тема раздела (Кол-во часов) Цель: Оборудование, Подготовка наглядность к ЕГЭ Дата проведения план факт Вариант 2 (для истории, обществознания) № Тема п/п урока Тип урока Содержание Оборудование, Подготовка урока наглядность к ЕГЭ Дата проведения план факт Тема раздела (Кол-во часов) Цель: Вариант 3 (для физики, химии, биологии) № Тема п/п урока Тип урока Содержание урока Оборудование, Подготовка Дата наглядность, к ЕГЭ проведения лабораторные и план факт демонстрационные опыты Тема раздела (Кол-во часов) Цель: Вариант 4 (для музыки) № Тема п/п урока Содержание Музыкальный Оборудование урока материал Дата проведения план факт Вариант 5 (для физкультуры) № Тема урока п/п Тип урока Требования Контроль Оборудование к уровню подготовки Дата проведения план факт 10 Вариант 6 (универсальный) В таблице должны быть в обязательном порядке столбцы: № п/п Тема урока Тип урока Дата проведения (план, факт) № Тема урока п/п Тема раздела (Кол-во часов) Цель: Тип урока Дата проведения план факт Остальные столбцы могут быть добавлены по усмотрению учителя Вариант 7 (по новым ФГОС) № п/п Наименование раздела (с указанием количества часов) и темы урока Планируемые результаты обучения Предметные УУД умения Возможные виды деятельности Календарные сроки план факт ИЛИ: № Наименование п/п раздела Тема урока Кол-во Элементы Планируемые Календарные ч содержания результаты обучения сроки Предметные УУД план факт умения Приложение 4 4. Сводная таблица по видам контроля Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год итого Административный контроль ЗУНов Количество плановых контрольных работ практических работ лабораторных работ Других видов работ Экскурсий 11 Приложение № 5 Согласовано Примечание Выводы и предложения Количество контрольных работ Резерв времени Количество часов по УП школы Количество часов в РП для реализации УП Соответствие требованиям Положения Класс Предмет Учитель Дата Карта-схема проверки рабочих программ заместителем директора по УВР Лейнекер В.И. (подпись) (расшифровка подписи) «С выводами ознакомлен»: _________ (подпись) (расшифровка подписи) «____» ________________ 12